Большевики и историческая память

топ 100 блогов von_hoffmann21.09.2025
Большевики и историческая память


21 сентября — по православному календарю праздник Рождества Богородицы.

Рождественский концлагерь и Рождественское казарменное общежитие принудительных работ были открыты и работали в 1920–1921 годы на территории Богородице-Рождественского монастыря, одного из старейших в Москве.

Монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго — княгиней Марией Константиновной, которая постриглась здесь в монахини перед смертью в 1389 году под именем Марфы. Владимир Андреевич Храбрый Серпуховской Донской — двоюродный брат св.блгв. князя Дмитрия Донского, один из главных героев Куликовской битвы. Командовал Засадным полком, решившим исход сражения, взял на себя командование когда Дмитрий был ранен и гнал Мамая по Дону с русской земли.

Поэтому первыми постриженницами монастыря стали вдовы и дочери героев Мамаева побоища и в монастыре много веков не прекращалась молитва о защитниках земли русской.
В 1430-х годах в монастыре приняла постриг под именем Евпраксия княгиня Елена супруга князя Владимира Храброго, она была похоронена, согласно своему завещанию, на монастырском кладбище в 1452 году.
Монастырь был одной из самых чтимых святынь Москвы, памятником русской воинской славы и одной из сокровищниц древнерусской архитектуры.

Большевики и историческая память

Большевики и историческая память


Концлагерь в монастыре открылся 1 июня 1920 года. Официальным организатором лагеря был назначен сотрудник Управления лагерями гр. Гламаздин. (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а. Д. 2а. Л. 18)

Параллельно с концлагерем (вероятно, как отдельное его подразделение) в том же монастыре находилось Рождественское казарменное общежитие принудительных работ, также открытое не позже июня 1920 года. (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а. Д. 1б. Л. 62) Оно было подведомственно Московскому управлению принудработ. (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а. Д. 6. Л. 2) Через полтора года после открытия, 19 декабря 1921 года, было принято решение о «ликвидации» лагеря. (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а. Д. 2а. Л. 87) Заключенные лагеря и общежития были переведены в Покровский лагерь. (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а. Д. 27. Л. 90)

Заключенные, военнопленные и коменданты

Количество заключенных в лагере составляло порядка 200–300 человек. Многие из числившихся за лагерем людей получали принудительную командировку на работу в город, так что разные документы дают свой способ подсчета — 231 человек (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а. Д. 32. Л. 130) или 200 человек с дополнительными 190 «в командировке». (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а. Д. 18. Л. 115)

Как и во многих других московских концлагерях, в Рождественском содержались также и польские военнопленные — в 1921 году было приказано «заключенных военнопленных поляков Рождественского лагеря переименовать дружинниками 1-й труд. дружины». (ГАРФ. Ф. Р4042.Оп. 1а. Д. 2а. Л. 35) Из отчета о проверке летом того же года: «27-го сего июня зав. отд. Управления и мной был посещен Рождественский лагерь и установлено, что он находится в очень плохом состоянии. Содержащиеся военнопленные спят на голых топчанах и на голом полу». (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а. Д. 2а. Л. 68)

Из известных нам фамилий комендантов Рождественского лагеря: Гламаздин (до 15 июля 1920 года, после чего он был арестован и сам стал заключенным Рождественского лагеря (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а. Д. 2а. Л. 25), до августа 1920 года его сменил Радомичев, с 13 июля по 1 сентября 1921 года — Иванов, с 1 сентября 1921 года и, вероятно, до закрытия (с перерывом на 15 суток ареста) — Заблотский И.П.

Источники, литература, ссылки:
Головкова Л. Московские расстрелы
Скоркин К.В. Места лишения свободы московского региона // подкаст

После закрытия Рождественского концлагеря в конце 1921 года заключенные были переведены в Покровский лагерь (так же находившийся на территории старинного монастыря)

В 1922 году монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра), часть икон первоначально переместили в храм Николы в Звонарях, а позже — в церковь Знамения в Переяславской слободе. Завершавшее Казанскую церковь пятиглавие было сломано, а здание перепланировали.

В донесении Патриарху Тихону настоятельницы Московского Рождественского монастыря игумении Магдалины от 2 августа 1923 года сообщалось, что сестёр «уплотнили до невозможности» — и стали брать с них арендную плату за помещение, подселив в левую часть монастыря различные комитеты. Правая сторона монастыря уже занята 3 года — там сначала был концлагерь, затем милиция, курсанты.
К 1 мая 1923 года «Всерокомпом» подал в народный суд прошение о выселении монахинь. 90 человек, вместе с игуменией были выселены — остались лишь 30 монахинь, работающих в мастерской Комитета, 10 престарелых и 3 — от Главмузея для охраны церкви. Златоустовский храм взят под клуб, трапезная Казанская церковь разорена под столовую того же комитета (ещё пустует), служба только в летнем соборе. Ключи от церкви св. мученика Евгения (под колокольней) — в Главмузее.

В монастыре размещались конторские, научные и учебные заведения. Монастырское кладбище вместе с могилой основательницы обители — княгини было уничтожено, на месте кладбища устроено футбольное поле для курсантов, часть стен снесена. Монастырь пришел в совершеннейшее запустение, древняя архитектура была изуродована. Спасибо разве что - совсем не снесена.

Большевики и историческая память


В кельях были устроены коммунальные квартиры. Малому числу монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две инокини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов.
В 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества (когда заповедовать было уже почти нечего). После реставрации в Рождественском соборе хранился архив одного из научно-исследовательских институтов.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращён церкви в 1992 году, богослужения в нем возобновились 14 мая 1992 года.
Монастырь был возрождён 16 июля 1993 года, в нём ведутся реставрационные работы.

Большевики и историческая память


На последнем фото - Вырезка из справочника «Вся Москва» за 1923 год. Такая вот стала Москва при большевиках.

Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_384653


Кнопка
или
Большевики и историческая память

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всегда думал, что новый год на улице встречают только неудачники. Те, кому не с кем отметить праздник, кого никуда не пригласили и даже нет возможности уехать хотя бы на дачу. Но вчера я и сам оказался именно в таком положении и теперь уже никогда ...
Вот это вчерашний арбуз на разрез. Ну что сказать, как и предполагалось, раз он вытянутый, то должен быть водянистым. Все так и было. ...
Смотрю старые фотографии - там люди улыбаются редко. Но через их глаза и лица их душа просто светится. Их - видно. А на нынешних, с улыбками, никаких душ не разглядишь. Точнее сказать, мне разглядеть - не удаётся. Пробиться через эту гримасу - ну никак. Оказывается, что улыбка в фотообъек ...
Прибыла я в любимый Киев, проспала 2 часа в гостинице как убитая, а проснулась от звуков караоке: внизу на всю улицу народ на большой сцене показывает свои таланты, и громко! спели несколько украинских песен, даже Вивальди сыграли Июль из Времён ...
Третья фраза в репортаже о матче Франция-Польша, а Генич уже отрабатывает установку: ..теперь эти три игрока станут партнёрами нашего Матвея Сафонова по "Пари Сен-Жермен". Сафонов, вероятно, стоит свои двадцать миллионов евро, если его решили купить, но, во-первых.. Доннарума ещё жив, да ...