Больше, чем разум
verbarium — 22.10.2023 .Больше всего в человеческом разуме меня удивляет то, что он не может выйти за пределы своего содержания. Он оценивает внутри своего содержания, представляет внутри своего содержания, сознает, понимает, знает, признаёт, отрицает внутри своего содержания, он разумен в границах своего содержания, он безрассуден в пределах своего содержания, он несостоятелен и могуществен внутри своего содержания, он конечен и бесконечен в границах своего содержания, он умопостигаем и непостигаем внутри своего содержания. Он сам назначает свои границы, определяет свои возможности. Что бы ни попадало в него как пища, он перерабатывает в кишечном тракте своего содержания, но наступает момент, когда разум начинает фильтровать поступающее в него новое содержание и приспосабливает его к своим осознанным или неосознанным возможностям. Когда наступает этот момент, когда содержание моего разума начинает сопротивляться новым восприятиям и уже в основном жестко сформировано, больше не ассимилирует нового опыта, застывает в неподвижных границах и не допускает никаких радикальных изменений, а просто отбрасывает всякую новую модель мышления, иную систему познания, а вместе с ними и возможность прорыва к непознанному? Когда разум уже не подвержен ощутимым влияниям и изменениям, а "реальность" сама претерпевает в нем тотальную транформацию, приобретает финальную форму наличного рассудка? Когда он доходит до своего предела, обусловленного исчерпанностью познания эмпирического мира. Эмпирическая реальность исчерпывается довольно быстро даже у среднего человека, потому что все, что бы он познавал в ней, познается пятью чувствами, и только ими, а они бедны. Соединение опыта чувственности с "чистым" разумом еще вносят на какое-то время некоторое разнообразие в переживаемый опыт, но и это вскоре прекращается. Остается только незначительная доводка приобретенного опыта, рекламная полировка его заурядности. Мелкий внешний "дизайн" фасада еще возможен, но "интерьер" уже застыл в окончательных формах. Когда такое сознание сталкивается с реальностью, какой бы ошеломляющей она ни была, она уже не может поколебать его фундамент, редко (почти ннкогда) принимает и ассимилирует ее, чаще разум только рабски трансформирует реальность внутри своего содержания, делает ее частью своего понимания, вписывает ее в тесноту своего опыта. Это тупик, понимаемый разумом как предел познания. Изначально подвижные границы сознания превращаются в непреодолимую стену. Свобода нового ощущения и восприятия осознается теперь как препятствие и атака на сложившееся мировидение. Первое, от чего такой разум теперь стремится освободиться, это от сомнение в своей ограниченности. Спросите любого человека, от мыслителя до рабочего конвейера, согласился ли бы он перейти в чужой сознание, стать "не собой", а "другим" (без всяких сопутствующих ему бонусов) – и он с уверенностьью скажет: нет, никогда. Наступает "зрелость". "Состоявшийся" человек, это сложившийся во всех отношениях обыватель, довольный собой, своим пониманием "реальности". И, конечно, он выше "мистики" и "визионерства", "позитивист" до костей мозга. Он всегда удовольствуется каким-нибудь общеупотребительным знанием, которое дает ощущение морального и физического превосходства. "Законченному" мировоззрению уже не нужна свобода, оно спасается от нее тем, что называет гнозисом или религией. Свобода как практическая данность ограничена сама в себе и становится враждебной своей природе на этой точке. Связанный своей ограниченностью бунтующий разум филистера тогда пускается в авантюры моральной вседозволенности и релятивизма. Потому что свобода, эта по преимуществу метафизическая категория, достигается не в эмпирическом сознании и в пределе возможна только в среде транцендирующего разума, преодолевающего свою ограниченность через растождествление себя с "личностью", "я", "душой", "Богом". Идея Бога – это героическая попытка эмпирического человека вписать Абсолют в застенки своего эмпирического разума при одновременном стремлении вывести его за пределы своего трехмерного содержания. То есть попытка помыслить себя Абсолютом без преодоления всех огранияений рассудка,. От этого получается невротический срыв, психотический Бог, истерический Абсолют, одомашненный Атман. Бог, если существует, то не в границах разума, а за границами мыслимого Немыслимого. Я не вижу другого способа познать Абсолютное кроме как самомому сделаться Абсолютом. То есть, Абсолют возможен только как тотальное уничтожения Я в Универсуме надэмпирического сознания.
|
</> |