"Большая тройка (Ялта-1945)", или За кулисами великой игры
catherine_catty — 06.09.2021 Наверное, всем известна эта фотография, сделанная Борисом Косаревым 9 февраля 1945 года в Ливадии. Большая тройка опять собралась, на этот раз для того, чтобы решить, каким будет послевоенное устройство мира. В том, что нацизм будет побежден, уже никто не сомневался, но надо было думать о будущем.Фактически, эти три человека, Черчилль, Рузвельт и Сталин были властелинами мира. Осознавали ли они, какая ответственность лежит на их плечах? Как узнать это? Официальные снимки многочисленны и известны, но на них мы видим только внешнее. Сурового Сталина, смеющегося английского лидера с сигарой, американца с интеллигентным тонким лицом. Как узнать, что говорили, что делали они, оставаясь одни, когда уходили репортеры и фотографы? Идите в театр.
В Малом театре сейчас идет спектакль Андрея Житинкина, поставленный по пьесе шведского драматурга Лукаса Свенссона. Автор долго работал в архивах, ища подробности, пытаясь понять, какими были эти три титана современности. Для него стало главным не то, что происходило в зале, где велись переговоры, а то, что делали лидеры трех стран потом. Видите, рядом с каждым великим человеком сидит его тень, референты Смит, Алексей и Генри.
Наверное, они были самыми близкими людьми для членов Большой тройки. Ну, после родных, конечно. Они готовили материалы для конференции, писали черновики договоров, как могли помогали своим боссам. Ведь все три человека, Черчилль, Рузвельт, Сталин, были в ту пору уже очень не молоды. Как относиться к патрону, если с одной стороны он самый влиятельный человек в Англии, а с другой - не дурак выпить и напоить других? Что делать, если тот, которому ты служишь, решает не только судьбы твоей страны, но и твою лично? Как поступать, если великий президент отказывается есть молочную кашу, которая так полезна для его здоровья? Профессия секретаря - сложная и не всегда приятная. Слишком много шишек получает ее обладатель, стараясь помочь. Нелегко сохранить достоинство, когда твой хозяин - великий человек. Трудно удержаться и не начать вести свои политические игры, если ты знаешь больше других.
В пьесе сложилось трио Черчилль(народный артист России В.А. Афанасьев) - Сталин (народный артист России В.И.Бочкарев) - Рузвельт (народный артист России Вл.А. Носик). Это люди, решающие судьбу мира. И тут же существует три дуэта Черчилль - Смит (А.Г. Волков). Сталин - Алексей (заслуженный артист России В.Г.Зотов), Рузвельт - Генри (А.Е. Дривень). Ибо только наедине с референтами руководители держав могут быть собой: капризными, жестокими, несправедливыми. Только с ними они могут перестать играть на публику.
Выводы, которые хотели сделать автор пьесы и режиссер, тут не очень очевидны. Они не говорят в лоб, но ненавязчиво подталкивают зрителя, чтобы он сам понял, что они хотели сказать. Я думаю, что тут два посыла. Первый - это то, что надо уметь договариваться даже в самых сложных ситуациях. И второй - что важно быть человеком не только на конференциях и великосветских приемах, но и в частной жизни, за кулисами, так сказать.
Народный артист России поставил очень достойный спектакль, который будет интересен не только тем, кто увлекается историей второй мировой, но и многим другим зрителям. Ведь все мы живем в мире, который во многом был создан именно на этой конференции. Тем более, что Малый театр - это Малый театр, то есть, крайне хорошая база. Но мы привыкли, что там идут старые классические пьесы, и вдруг - вещь, написанная уже в этом веке и поставленная достаточно современно, с использованием кинохроники, мультфильмов и пр. Но именно сочетание старого и нового, базы и современных тенденций, и привело к тому, что спектакль смотрится хорошо.
Актерские работы - выше всех похвал, причем это касается всех участников спектакля, даже массовки. Но, конечно, особое внимание зрителей будет сосредоточено на Большой тройке. По настоянию режиссера артисты играли во вполне аутентичных костюмах но без грима, портретное сходство тут было не главное. Тем не менее, им удалось передать основные черты своих персонажей. Ум, жесткость, умение делать отложенные ходы Сталина. Интеллигентность, воспитанность и физическую слабость Рузвельта, который умрет через несколько месяцев после Ялтинской конференции. Хитрость, жизнелюбие и уверенность в себе Черчилля. На должном уровне были и декорации, которыми так славится именно Малый театр. Нет, предметов мебели было немного, хотя, дело происходило в крымских дворцах и при желании можно было хоть всю сцену антиквариатом заставить. Но все решено очень просто: три площадки, которые поднимаются или опускаются и несколько предметов мебели: большой стол, который то превращается в банкетный, то служит для подписания документов, инвалидное кресло Рузвельта, еще несколько столов и стульев. Но этого хватает, чтобы зритель мог понять в какое место перемещается действие: апартаменты Черчилля, кабинет Сталина, комната Рузвельта, конференц-зал.
Надеюсь, я не очень утомила? Потому что это еще не конец. Дело в том, что 3 сентября в Малом театре открылась небольшая выставка, посвященная Борису Косареву. Мне посчастливилось быть на ее открытии, где я слышала выступления не только внучки знаменитого фотографа, Марии, но и режиссера спектакля А. Житинкина.
В общем, если будете в театре, загляните в фойе, где выставлены не только снимки, но и личные вещи Бориса Косарева. Она продлится до 1 декабря и когда вы еще такое сможете увидеть. Вот вам несколько снимков для затравки.
Фотографии Е. Люлюкина и Б. Косарева сайтов https://boriskosarev.com/yaltaconference и https://www.maly.ru/ плюс мои снимки.
Сайты Малого театра:
https://www.maly.ru/
https://ru-ru.facebook.com/maly.ru/
https://vk.com/malytheatre
https://www.instagram.com/maly_theatre/
https://www.youtube.com/channel/UCVr68Rg_LO23eGS0RX1bTeA
https://twitter.com/malytheatre
За приглашение спасибо pamsik и moskva_lublu
|
</> |