Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

топ 100 блогов varandej26.06.2015 Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

...Не вполне очевидно, что в Восточную Сибирь, за четыре с лишним тысячи километров от дома, можно съездить на несколько дней, поэтому начать рассказ я хочу с благодарности компании "РусГидро", организовавшей этот пресс-тур на Богучанскую ГЭС. Находится последняя в низовьях Ангары, на северо-востоке Красноярского края у городка Кодинск (вернее, наоборот - Кодинск находится у Богучанской ГЭС), словом - там, куда я сам бы вряд ли поехал. Блоггеров, помимо меня, представляли Алексей Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу cr2 и Вадим Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу dedmaxopka. Расскажу об этой поездке в 4 частях: про ГЭС в статике (как место и предприятие) и в динамике (как объект пресс-тура), про чрезвычайно колоритный Кодинск, но сначала - о дороге из Москвы в таёжную глушь и обратно: два красноярских аэропорта, глухая железная дорога Решоты-Карабула и самолётик размером с маршрутку.

...Наша дорога начиналась поздним вечером прошлого воскресения в Шереметево - почему-то стабильно летаю я через него, в Домодедове и Внукове был суммарно трижды на оба порта. Тут всё как всегда - людно, шумно, душно, дорого, но в целом весело. Вот например образец общественного транспорта, курсирующий между терминалами и станцией "Аэроэкспресса":

2.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Туда, "встречь Солнцу", летели пугающе огромным "Аэробусом", и это вновь была самая короткая ночь в моей жизни - короче другой похожей ночи, когда я летел в Новосибирск (а оттуда ехал поездом на другую великую ГЭС в Братск). На обратном пути самолёт был поменьше, и все 5 часов пути мы наблюдали закат, двигаясь практически по его "ночной" кромке. Дальше буду чередовать кадры с обоих перелётов - впрочем, почти все они, кроме второй пары, сняты на обратном пути. Внизу в основном висели облака, земля проглядывала редко, и больше всего запомнилась мощная извилистая Обь среди плоского и безлюдного пространства крупнейших в мире болот:

3а.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Устье Чулыма - это река масштаба Дона или Сырдарьи:

3.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Незадолго до Красноярска, уже при снижении, вдруг видишь внизу крупный город и рядом с ним инфернального вида завод. Это Ачинск, в прошлом один из купеческих городков у Великого Сибирского пути, а ныне индустриальный гигант, третий по величине город Красноярского края (106 тыс. жителей), и дымящая промзона - крупнейший в мире Ачинский глинозёмный завод, западный форпост алюминиевого царства Восточной Сибири, куда входит и наша цель.

4.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Среди пассажиров "Аэробуса" же были весьма колоритные типажи - как оказалось, музыканты с гастролями:

5.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Красноярский аэропорт Емельяново оказался тих и провинциален, особенно в сравнении с новосибирским Толмачёво, что очень странно для одного из богатейших и амбициознейших городов России.

6.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Но обилие небольших винтовых самолётов придаёт ему особый колорит - сразу видно, что в подчинении Красноярска тысячи километров глухой земли:

7.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

А вот с транспортом тут засада - автобусы из города ходят даже не каждый час, маршруток нет (в Красноярске им объявили нешуточную войну), такси стоит 900 рублей из города и 1000 рублей в город. Вдобавок, к московскому рейсу в расписании автобусов весьма досадное окно - один отходит из города в 16:30, другой в 18:40, прибывая с учётом неслабых красноярских пробок впритык к окончанию регистрации. Впрочем, нам поездки между аэропортом и городом всё равно организовала "РусГидро".

8.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Емельяново находится на левом, западно-сибирском берегу Енисея, и до Красноярска отсюда километров 25. Но в общем-то, пейзаж не так уж сильно отличается от подмосковного - сёла одно за другим, поля, лиственные лесочки, рекламные щиты и мотели вдоль весьма неплохой дороги. И всё же есть в очертаниях холмов что-то такое особое, сибирское:

9.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Впереди блестит и строится Красноярск. Так получилось, что раньше я бывал во всех областных центрах Западной Сибири, в Иркутске и Улан-Удэ, а вот Красноярск как-то выпал. Увы, за свободное время (весьма, кстати, немаленькое!) удалось восполнить дай бог половину этого проблема - я погулял по центру, включая берег Енисея, съездил на Взлётку, но так и не успел на Правый берег и тем более к Столбам. Красноярск мне понравился - интересный, весьма колоритный и очень зажиточный город, и сверх "богучанской" серии того, что я там увидел, хватит на 4-5 постов.

10.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Пока же пойдём на вокзал, откуда в пол-седьмого по местному времени отправляется поезд Красноярск-Карабула:

11.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Этот поезд мне описывали как "классический шестьсот-весёлый" - думаю, многие ещё помнят эту разновидность региональных поездов с душными скрипучими вагонами, пыльными окнами, панибратскими проводниками в штатском, и компаниями простых русских мужиков, распивающих крепкие напитки в плацкартах. К сожалению или к счастью, особого колорита я не обнаружил - может, потому что ехали мы в купейном вагоне, но сами вагоны были новенькие, с кондиционерами и биотуалетами. Наша группа рассеялась по всему вагону, и я, забравшись на верхнюю полку, сразу заснул. Ехать предстояло 14 часов, и я проснулся часа за три до конечной станции, уже не на Транссибе, а на глухой однопутке Решоты-Карабула:

12.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

До поездки я даже не знал, что такая линия есть. Она тянется на север на 259 километров, начинаясь станцией Решоты в транссибовском посёлке Нижняя Пойма, и строилась задолго до всех проектов Богучанской ГЭС - в 1938 году как типичная ГУЛаговская лесовозная узкоколейка (собственно, в Решотах было управление КрасЛага). Гидростроителям, однако, она пришлась ко двору, и в 1960-е годы линию перешили на широкую колею, оснастив весьма унылыми внешне вокзальчиками:

13.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Но барачные посёлки всё так же мрачны. Во многих ещё действуют зоны, причём иногда даже не по одной:

14.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Увы, фотографии так себе - новенький и чистенький внутри вагон оснащён новейшей антишпионской системой "Грязные стёкла-3":

14а.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

На станции Чунояр - 25-минутная стоянка:

15.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

За время которой я успел сходить в посёлок. Называется он, кстати, не Чунояр, а банально Октябрьский:

16.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Хмурое утро, запах мокрого леса и большой реки, таёжные сопки, угрюмый барачник, суровый быт... На дальнем конце посёлка - зона, а у многих жителей этих бараков весьма неплохие машины.

17.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Да, это Сибирь...

18.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Вдали - река Чуна, в Иркутской области известная как Уда, а в низовьях (сливаясь с Бирюсой) как Тасеева - приток Ангары. Собственно Чунояр (видимо, старожильческое село) чуть ниже (относительно этого кадра - правее) по течению:

19.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Едем дальше по лесопромышленному краю. Тут и тайга весьма жиденькая - потому что рублена-перерублена, и на месте изведенных чащ понаросли тонкие сосенки да берёзки. А в каждом посёлке едва ли не больше места, чем жильё, занимает огромная и очень грязная лесопилка:

20.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Большая часть пассажиров - лесорубы, покидающие вагон в этих посёлках. Алексей и Иван (куратор поездки) в своём купе закорешились с Филиппычем - типично сибирским крепким мужиком, немногословным, но от того говорящим веско и за последний час пути успевшим немало интересного рассказать и мне. Со мной же попытался вступить в диалог другой весьма сибирский типаж с диковатыми глазами, и узнав, что я из съёмочной группы, обозвал меня Дроздовым ("Вот из-за таких как ты, кто боится на злобу дня писать, мы и живём в такой жопе!"), а узнав, что я из Москвы, и вовсе послал на три буквы ("Да как же вы нас тут достали! Вас тут и без тебя хватает! Ну ладно, не боись, отстреливать не будем!"). А вот матёрые сибирские уголовники, которых точно не может не быть в краю зон и лесоповала, видимо все ехали плацкартом.

21.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Конечная станция Карабула в посёлке Таёжный. Недалеко отсюда вслед за Богучанской ГЭС строится Богучанский алюминиевый завод, пуск которого намечен на осень. ГЭС - пятая по величине в России, а завод должен стать третьим (после Братского и Красноярского), и связаны они неразрывно - выплавка алюминия потребляет немереное количество электроэнергии, и эти гигантские ГЭС являются по сути заводскими плотинами, отдавая большую часть своей выработки алюминиевым заводам. Впрочем, этим здешняя великая стройка не исчерпывается - на Ангаре уже работает лесоперерабатывающий комплекс, а за Ангарой (куда в 2011-м построили мост) добывают нефть и пока ещё не добывают многочисленные руды. В принципе, и Карабула уже не конечная станция - линию протянули до посёлка Ярки на берегу Ангары, но туда поезд пока ещё не ходит.

22.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Народ из вагонов расходится по машинам, самые колоритные из которых - конечно же, "Нефазы" (то есть "Камазы" с пассажирским кузовом), которые поедут, видимо, на лесозаготовки. В общем-то, всё это и стало главным впечатлением - в глухом краю жизнь кипит, строятся заводы и дороги, словом - осваивается Сибирь.

23.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

А край тут реально глухой - от Карабулы до Кодинска мы ехали три с половиной часа, и по дороге ни одного населённого пункта. Первая половина (по километрам, по времени же - дай бог треть) пути  - дорога с неплохим асфальтом, ведущая в Богучаны - большое старожильческое село со своей историей и достопримечательностями, давшее название ГЭС, и дальше за Ангару к нефтепромыслам. В Богучаны мы, увы, не заехали, свернув на разбитую, но при том весьма оживленную грунтовку:

24.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Тайга, дождь, далёкие сопки, хруст грейдера под колёсами, редкие по среднерусским меркам, но на удивлением частые на фоне полного отсутсвия селений машины. Шансон в магнитоле, разговоры попутчиков о далёких и не вполне реальных Европе, Москве или Крыме. Кое-где - следы пожаров:

25.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

А потом из тайги вдруг появляется ОНА. Вырастающая над лесом стометровая бетонная плотина смотрелась настолько впечатляюще, что я даже не догадался попросить остановиться и выйти сфотографировать без тряски и мокрого стекла. Впрочем, вблизи мы её ещё увидим со всех сторон:

26.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Чуть дальше начинается бетонка, а километрах в десяти среди тайги притаился Кодинск - удивительный совершенно городок с многоэтажными домами, хорошими дорогами, новенькими детскими площадками, обилием магазинов и простеньких кафе... Натурально, микрорайон большого города типа того же Красноярска - но только посреди глухой тайги над Ангарой. О нём ещё напишу отдельно:

27.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Сейчас же отдельного рассказа заслуживает и обратная дорога, так как назад мы ехали уже не поездом. Вчерашний путь домой начинался отсюда, и это было моё первое знакомство с легендарной малой авиацией Севера:

28.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Аэровокзал оказался очень маленькими, но всё при нём - стойка регистрации с взвешиванием багажа и выдачей посадочных талонов, рамка металлоискателя, единственный гейт с деревянной террасой, откуда как на ладони весь аэродром:

29.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

А на аэродроме стояло всего три судна - кукурузник (не заснял), вертолёт (с кадра выше) и наша "элка", то есть чешский L-410, исправно выпускающийся с начала 1970-х. Вот её заправляют:

30.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Вот - загружают багаж, половину в носовой отсек, половину в хвостовой:

31.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

А вот она во всей красе. И честно говоря, я даже не думал, что малая авиация - НАСТОЛЬКО малая:

32.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

В салоне 19 мест, то есть "элочка" немногим крупнее маршрутки:

33.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

До Красноярска лететь около двух часов, билет - около 4,5 тысяч в один конец, но у местных пользуется спросом. Выруливаем на взлётно-посадочную полосу, винты набирают обороты - лопости мелькают всё быстрее, звук становится всё более ровным.

34.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Разгоняемся, и я не успеваю почувствовать, как "элка" отрывается от земли и начинает набирать высоту. Вот избитый в общем-то сюжет - "под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги":

35.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Тайга - не степь, на земле взгляд всё равно упирается в ближайшие деревья, но с воздуха её масштаб и мощь становятся очевидны. Чёрт возьми, ведь эти леса непрерывно тянутся на тысячи километров во все стороны, кроме юга, где всего лишь на сотни. Но сквозь тайгу уходит линия электропередач от свежепостроенной ГЭС:

36.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Затем под крылом открывается Ангара - существенно ниже плотины, которую с самолёта и не увидишь. Поправочка - Красавица-Ангара, как ни банален этот эпитет, но верен.

37.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Среди всех рек-притоков России Ангара вторая по расходу воды после Алдана, и в своём слиянии с Енисеем превосходит сам Енисей. Выходя из Байкала в Листвянке, Ангара имеет самый широкий в мире исток. В Европейской части страны мощнее неё только Волга, да Печора немногим меньше. Тем не менее, на Ангаре попадаются мощные пороги, весьма неудобные для судоходства (в старину караван судов из Енисейска в Иркутск добирался по два месяца), но как нельзя лучше подходящие для строительства ГЭС - а в итоге из 5 мощнейших гидроэлектростанций России на Ангаре стоят 3 (Братская, Усть-Илимская и Богучанская). Вот один из перекатов проплывает под крылом:

37а.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

А дальше "элка" набрала высоту (порядка 2-3 километров) и ушла в облако - теперь за окном был лишь болезненно яркий белый свет. В душном салоне под шум винта я задремал, ну а летели мы вплоть до снижения на удивление ровно. Снижались - напротив, весьма мучительно, но ниже облаков из илюминатора открылся уже совсем иной пейзаж:

38.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Мы летели над окрестностями Красноярска... всё же поразительно, насколько же Россия при всём её гигантском размере однородна! И непонятно, что рядом за город - Красноярск или Калуга.

38а.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

39.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

40.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу


Емельяново - внушительных размеров (11 тыс. жителей) ПГТ километрах в 15 от Красноярска и километрах в 10 от аэропорта:

41.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Мы, впрочем, сели (причём очень мягко, почти не ощутимо) не в Емельянове, а в Черемшанке - втором красноярском аэропорту в паре километров от основного:

42.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Черемшанка действует с 1988 года, и по идее Емельяново - аэропорт международный, а она - внутрикраевой (что в крае размером почти с Аргентину как-то совсем не удивительно). На практике из Емельяново летают все международные рейсы (в основном в Китай, Узбекистан и Киргизию) и дальние по России, из Черемшанки можно улететь в окрестные регионы (Абакан, Иркутск, Братск, Новокузнецк и другие), а большинство внутрикраевых рейсов, кроме Кодинска и Туруханска, обслуживает опять же Емельяново.

43.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Впрочем, техники в Черемшанке много, и подозреваю, большая её часть не пассажирская:

44.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

К "элке" подали автобус, в салоне которого она бы уместилась целиком, если бы умела складывать крылья:

45.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

А крошечный аэровокзал отделён от лётного поля всякими ангарами да рабочими постройками:

46.
Богучанская ГЭС. Часть 1: путь в тайгу

Ну а дальше пост закольцовывается, так как фотографии с обратном пути я показывал в самом начале.
В следующих частях - про ГЭС и Кодинск.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Парад тюльпанов Никитского сада в этом году воистину золотой. Невероятное количество новых сортов, дружное цветение, идеальная ухоженность растений и выставочной площадки - все это дает мне право поставить его на первое место в рейтинге Парадов десятилетия. Но главное, что бросилось мне в ...
Мои музы работают исправно. Последние трое суток – ни дня без строчки. Какой в перспективе был хороший матч Иванович – Возняцки. Для Каро первая встреча (в карьере!), которую она должна была провести в ранге первой ракетки мира, а это ...
По крайней мере пока. Украинцы не боятся русских вообще и Кремля в частности. Отсюда во многом их упорное сопротивление. Это следствие как 70 лет советской политики, направленной на культивирование у украинцев чувства превосходства над русскими, так и 30 постсоветских лет, когда эта ...
Смотреть это видео O tempora! o mores!  О времена!о нравы!  Больше сказать нечего.. ...
Сериал "Школа" великолепен. Похоже, что Валерия Гай Германика, сделав ...