Бог воплощается в человека, человек становится богом. И не только
pycckomy — 24.11.2025
Барт Эрман писал: "Одним из величайших поэтов Рима был Овидий,
старший современник Иисуса (даты его жизни 43 год до н. э. – 17 год
н. э.). Самое знаменитое его произведение – «Метаморфозы», поэма в
пятнадцати томах, прославляющая различные превращения и
трансформации, описанные в античной мифологии. Иногда в этих
превращениях замешаны боги, которые принимают человеческий облик,
чтобы общаться с простыми смертными.Действующие лица одной из самых интригующих историй, которые мы находим у Овидия – пожилые крестьяне, Филемон и Бавкида, жившие во Фригии (на территории современной Турции). В этом коротком рассказе боги Юпитер и Меркурий путешествуют по стране в облике смертных. Они обошли много домов, но никто не согласился накормить их и дать им приют. Наконец они случайно находят скромную хижину Филемона и Бавкиды, которые смиренно переносят свою бедность, не видя в ней стыда. Пожилая чета тепло приветствует странников, приглашает их в свой бедный дом, готовит для них лучшую еду и омывает их усталые ноги теплой водой. В ответ благодарные боги делают так, что сосуд с вином никогда не опустошается: сколько они ни пьют, он остается полным. Затем они объявляют: «Боги мы оба»4, и, в ответ на прием, полученный ими во Фригии, провозглашают:
Пускай упадет на безбожных соседей Кара… но даруется, в бедствии этом, Быть невредимыми вам.
Юпитер спрашивает супругов, чего они желают больше всего. Обсудив вопрос с женой, Филемон говорит владыке богов, что оба они хотят стать жрецами, несущими службу при святилище богов, а когда для них настанет время покинуть этот мир, они желают умереть вместе:
…Поскольку ведем мы в согласии годы,
Час пусть один унесет нас обоих, чтоб мне не увидеть, Как сожигают жену, и не быть похороненным ею.
Юпитер исполняет их желания. Дома соседей разрушены, на месте их хижины появляется храм, а Филемон и Бавкида становятся его хранителями. Когда для них приходит время умереть, они одновременно превращаются в два дерева, растущих от одного корня, так что они остаются едиными в смерти, как жили в согласии во время супружества. Позднейшие почитатели святилища не только убеждены в продолжающейся жизни супружеской четы, но и верят в то, что Филемон и Бавкида были обожествлены и заслуживают поклонения:
Праведных боги хранят: почитающий – сам почитаем".
Овидий наталкивает и на другие интересные мысли.
Скажем, мы знаем, что бедняки 19 века еле сводили концы с концами. Многие видели мясо только на Пасху. Интересно описание бедняка древности у Овидия. Не так уж и бедны были люди в античности:
"Вот с овощей, стариком в огороде собранных влажном,
Листья счищает ножом; супруг же двузубою вилой
Спинку свиньи достает, что коптилась, подвешена к балке.
Долго ее берегли,— от нее отрезает кусочек
Тонкий; обрезав, его в закипевшей воде размягчает...
Ставят плоды, двух разных цветов, непорочной Минервы,
Осенью сорванный тёрн, заготовленный в винном отстое,
Редьку, индивий-салат, молоко, загустевшее в творог,
Яйца, легко на нежарком огне испеченные, ставят.
В утвари глиняной все. После этого ставят узорный,
Тоже из глины, кратер и простые из бука резпого
Чаши, которых нутро желтоватым промазано воском.
Тотчас за этим очаг предлагает горячие блюда.
Вскоре приносят еще, хоть не больно-то старые, вина;
Их отодвинув, дают местечко второй перемене.
Тут и орехи, и пальм сушеные ягоды, смоквы,
Сливы,— немало плодов благовонных в разлатых корзинах,
И золотой виноград, на багряных оборванный лозах.
Свежий сотовый мед посередке".
Может быть Овидий увлекся, стремясь гиперболизировать усердие стариков, но тем не менее. Никто не изобразит таким образом угощение рабочих или крестьян 19 века, отличавшихся от соседей бедностью. Люди разорились после античности. Будто ледниковый период настал в экономике.
И еще характерная деталь.
Боги топят остальных:
"Боги мы оба. Пускай упадет на безбожных соседей
Кара,— сказали они,— но даруется, в бедствии ртом,
Быть невредимыми вам; свое лишь покиньте жилище.
Следом за нами теперь отправляйтесь. На горные кручи
Вместе идите». Они повинуются, с помощью палок
Силятся оба ступать, подымаясь по длинному склону.
Были они от вершины горы в расстоянье полета
Пущенной с лука стрелы, назад обернулись и видят:
Все затопила вода, один выдается их домик".
Получается, что мир пребывает в таком пороке, что сказители изображают праведных людей как маловероятное исключение посреди всеобщей развращенности. Как ни вспомнить здесь историю потопа и Содома и Гоморры.
|
|
</> |
Как выбрать обувь Терволина
Тайный враг внутри: как микробиом кишечника провоцирует болезни сердца | Golos
Тонкости общепита
Рябина...
Дела северные, ч.2.
Саркисянц М. Английские корни немецкого фашизма
Восьмой дом. Продолжение 100
«Лужским Мальдивам» 385000000 лет — не время
Покидая осеннюю Москву.

