Бог есть нереальность, данная нам в ощущениях

топ 100 блогов azbukivedi24.12.2009 Я сейчас читаю роман Памука «Снег» и поражаюсь количеству в нём псевдо-религиозных дискуссий. Действие происходит в маленьком городке где-то на окраине Турции, место депрессивное и Богом забытое, экономическое положение ужасное, поэтому страсти кипят. Сидят взрослые безработные мужики, делать им не хрена, вот и обсуждают проблемы мира, философию, политику... Исламисты и атеисты, «западники» и «восточники», «настоящие» Турки и «немецкие шпионы» - нужно выбирать стороны, и если ты не с нами, то против нас.

Центральная фигура романа – типичный интеллигент-западник по имени Ка. Он поэт. Он влюблён, пишет стихи, наблюдает за происходящим и больше всего на свете хочет выбраться из города живым, прихватив любимую женщину, и удрать во Франкфурт. Доказывать он никому ничего не хочет. Но его всё время ставят перед выбором. Кстати, атеистом Ка не назовёшь. То ему снежинки напоминают о Высшей Силе, то ему кажется, когда он пишет поэмы, что его руку ведёт рука Бога, то он целует руку некого местного шейха и находит успокоение в его присутствии. Коран он читал и неплохо знает. Но исламисты упорно обзывают его атеистом (часто через запятую с «западным шпионом»).

Там ещё одна интересная сюжетная линия. В городе эпидемия самоубийств религиозных девушек. Местный университет запретил студенткам приходить на лекции с покрытой головой, и тех, кто отказался снимать платок, выгнали, часто с последнего года учёбы. Некоторые покончили с собой. Вначале, когда Ка пытается разобраться в проблеме, он открывает для себя массу интересного. Проблема университета оказывается последней каплей, а иногда вообще не играет роли. Просто девушек в грошь не ставят, бьют, заставляют работать как лошадей и непрерывно рожать, выдают замуж за мужчин, которые их на 20 лет старше – короче, весёлая судьба женщины в мусульманском обществе. А тут ещё единственное окно в мир закрыли – из университета выгнали.

Исламисты, тем временем, эти проблемы не обсуждают. Их волнует другое: самоубийство запрещено Кораном. Дальше интересное логическое заключение: если ты даже просто задумываешься о самоубийстве, то ты не веришь в Бога, ты атеист. Там даже абзац такой есть, где Ка в сердцах (после тяжёлого дня) жалуется, что в этом беспросветном городе хочется покончить с собой, а религиозный собеседник тут же говорит, что Ка, значит, атеист. Ругалка такая. И никто, ни исламисты, ни «западники» не обсуждают в книге, как сделать жизнь женщин более терпимой. Обсуждается, как объяснить им, что самоубийство богопротивно и противоречит учениям Корана. Лозунги по всему городу развесили... Мужчины заняты философией и проблемами мира. Поклонники Ататурка так же колотят своих жён, как и носители длинных бород. Культура такая.

Ну ладно, думаю я, читаю эту книгу. Турция, ислам, провинция, дичь. Либо жить по Книге, и трава не расти, либо ты атеист и предатель всего святого. А жить как Ка, видеть Бога в снежинках и поэзии, есть и пить что хочешь, и на молитвы не ходить, это... это прям атеизм, и усё.

Потом я открываю ЖЖ и начинаю читать дискуссии (в этом посте ссылки на все три) о религии у [info]arbat’a. И как-то мне это немного... де жа вю, all over again. Слава Богу, хоть аудитория не мусульманская, и о платках не дискутируют. Но те же чёрные и белые, или красные и белые, как вам больше нравится. Религиозники. Атеисты. Ищут правду-матку и логику, философствуют. Библию надо понимать так. Нет, сяк. Бог – он такой. Да не такой. Да его вообще нет. Ах ты, сука, да что ж ты несёшь! И всем этим людям, в отличие от безработных турков, есть, я полагаю, чем заняться.

А может Бог в снежинках и поэзии? Я не знаю. Мне нравится слово «агностик», потому что оно освобождает меня от отвественности. Мне неинтересно. Неинтересно ездить или ходить каждую неделю или даже месяц в некое здание, где собираются люди и молятся. Мне вообще неинтересно молиться. Неинтересно ограничивать себя в еде по любым причинам, не относящимся к здоровью и красоте. Неинтересно одеваться «прилично» или «достойно», в соответствии с чем-то там. Но главное, мне неинтересно объяснять кому-то, почему мне это неинтересно.

Идёт, например, спор об абсолютной морали. Есть ли она, и дала ли нам её религия. Ну, пусть есть. Пусть дала. Спасибо товарищу религии за наше счастливое детство абсолютную мораль. Мораль получили? Государству перепоручили все эти «не убий» да «не укради»? И ладушки. Мавр в виде религии сделал своё дело. Можно я теперь свининки поем? (Хотя, вообще-то чтобы не крали и не убивали нужно создавать правильные условия в обществе, политические, культурные, экономические. Потому как если их нет, то убивают и крадут, и никакая религия...)

При этом у меня нет ни малейшего желания называть себя атеисткой. Это тоже религия такая. Бога НЕТ, уж я-то ЗНАЮ! Да кто ты такой? Размахивать знаменем атеизма я не буду, увольте. А как же тогда снежинки и поэзия?

Религиозные люди для меня такие же, как все остальные. Уважаю тех, кто достоин уважения; люблю тех, кто достоин любви. Их вера роли не играет, если только они не начинают доказывать мне с пеной у рта, что если я ем креветки, то с тем же успехом могу что-нибудь украсть, потому как заповеди не выбирают. Да выбирают. Каждый день, абсолютное большинство. Логика? Наша жизнь не логична вообще, как можно поверить её алгеброй? Её даже философией поверить нельзя – вон, уже тысячи лет пытаются. А уж споры о буквальной и небуквальной интерпретации Библии... ну ничем не отличаются от споров об интерпретации Корана, которые ведут безработные турки.

Кстати, помимо снежинок и поэзии, я вижу Бога много в чём. Вот, например, когда ветер развевает мои волосы. Это такое счастье, такая свобода, такое удовольствие. Вот он, Бог, в летящих по ветру волосах девушки. А в платке его нет. В парике тоже. Давайте устроим шумную дискуссию по этому поводу. Логику поищем. Времени у нас ведь много, да?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
На португальском marmelo - это айва, и из нее, как выяснилось, очень легко можно приготовить мармелад или фруктовый сыр. Идею мне подкинула моя гостья из Португалии, когла увидела огромную кучу паданцев айвы у меня на балконе. Пошерстив интернет я нашала самы простой рецепт мармелада и ...
Первым делом: я вопрос женского священства сейчас не обсуждаю и никакого мнения не выражаю. Мне сама формулировочка нравится: Священнический сан женщины тоже не могут принять, потому что «их удел — семья и дети, воспитание и образование детей. Это более важное для женщины, и Церковь ...
Так как все зачем-то спять в воскресенье в десять утра, поведаю вам о своей боли. Задний привод. В Питере ещё с прошлой зимы снег занесен в красную книгу и не убирается из религиозных убеждений. Мы ж не варвары ей богу. Тонны снежинок - это ...
Вирусы злые пошли.переболел недавно - я думал старость пришла, все суставы болели, пол ночи вертишься, ещё и вертеться больно. Я знакомого оч серьезного врача спрашивал в свое время - он однозначно сказал, что ковид - рукотворный. Бьёт по болячкам, у кого где проблемы скрытые - найдет и ...
Не перестаю удивляться моде: она неизменно ходит по кругу и дает возможность выглядеть хорошо в одежде, которую еще лет 5 назад я могла бы посчитать старым барахлом. Это платье мне отдала бабушка, которая была очень удивлена и одновременно горда тем, что вещь 70-х годов приглянулась ее ...