Благими намерениями
r_ray — 07.07.2017 Ночью спросили в чате, как работает карма, и с перепугу с телефона я не смогла доходчиво объяснить устройство жизни и вселенной, как я его понимаю. Попробую сейчас исправить!Слово «карма» изрядно затаскано шизотериками. На самом деле у нее есть гораздо более скучное и понятное название: закон причин и последствий.
У всего бывают причины и последствия. Иногда мы способны их осознать, иногда – нет.
Полагаю, здесь нет ничего, не очевидного на уровне хотя бы простого здравого смысла, то есть никакого предмета веры.
Вера начинается чуть дальше, и состоит она в том, что последствия наших действий так или иначе нам аукаются. Иногда – понятным нам образом, иногда – непонятным.
Про понятное понятно. Если ты пьёшь с ворами, опасайся за свой кошелёк. Если ты ходишь по грязной дороге, ты не сможешь не выпачкать ног. Если ты выдернешь волосы, ты их не вставишь назад. Это все вроде бы тоже не предмет веры.
Ну и типа еще умные люди говорят, что иногда последствия догоняют нас неочевидным для нас образом. Сделал гадость кому-то – и скоро у тебя тоже случилось что-то плохое, причем видимой для тебя связи нет между этими фактами.
С этим так или иначе многие согласны. То есть неизвестно, так это или нет, но вроде бы неплохо, если и так.
А дальше начинается та часть, которая нравится не всем.
Карма – это закон; пусть и сложно устроенный, но все равно довольно тупой. Это не судья, который будет вникать в твои мотивы, в степень твоей осведомленности, распознавать твои намерения. Карма тупо считает по результату, по последствиям твоих действий.
Стоя на вершине горы, ты рассеянно бросаешь вниз камешек.
Камешек убивает паучка и вызывает небольшую осыпь; проходящий внизу Вася немного пугается и ругается матом.
Или камешек убивает Васю.
Или камешек вызывает обвал, под которым гибнет экскурсионный автобус с детишками.
Минус в твою карму идет сообразно последствиям, а не сообразно поступку. При том, что ты ни о каких последствиях своего поступка даже не узнаешь. Бросил камешек и в ту же минуту забыл.
Я верю, что это работает так, потому что мир вокруг меня выглядит для меня несправедливым. Если бы возмездие приходило только за какие-то понятные плохие поступки, мир выглядел бы совсем иначе.
Поэтому нелепо, когда Рассел пишет, что буддизм – плохая, бесчеловечная религия, потому что мать ребенка-инвалида сказала, что ребенку такая вот плохая карма вышла. Она обвиняет его в его несчастье, восклицает Рассел. Он не хочет понимать своим европейским мозгом, что плохая карма – это не вина, это беда. Это вот так вот парню чудовищно не повезло, что, условно говоря, кинутый им когда-то камень причинил такие разрушения.
Себя я тоже стараюсь всегда судить по фактическим последствиям. Потому что легко в голове своей создать картину, где ты всегда молодец, потому что хотел-то ты как лучше. А если что-то у кого-то из-за тебя нет так, то это его вина и его проблемы.
Хуйтам, амиго. Карма бдит.
|
</> |