Бийск. Вознесенское кладбище
cemetery_ru — 26.11.2023 Средь зарослей сорного клена, ни троп, ни дорожек лишь тлен дыхание смерти и шорох истории, слёз и поэм.Здесь всё позабыто, веками, налет паутины и мха и я затаивший дыханье иду, сам не зная куда...
Кладбище в Бийске мемориальное, чаще его называют нагорным, объект культурного наследия, состояние удручающее, я всего-то по нему походил 1,5 часа, это ничто для такого кладбища и ещё я старался не отходить далеко от центральной улицы, не то, чтобы не заблудиться. а чтобы не убиться где нибудь или чтобы меня ничего сверхупадающее не зашибло.
Часть первая.
Как потом оказалось, можно было не страдать ерундой и ехать на автобусе вкругаля, можно было просто с подгорья подняться по лестнице, очень высоко, но быстрее. чем меня полчаса автобус вез.
Кладбище открыто в 1772 году
Храмы освящены:
первый – 18 сентября 1858 г.,
второй – 9 апреля 1901 г.
(ул. Яминская, городской пос. Нагорный)
Далее из очерка "Купцы Осиповы: церковные старосты Вознесенского кладбища"
Одним из сокровенных исторических мест Бийска является старое нагорное городское кладбище, как его именуют в народе, расположенное вдоль улицы Яминской, на границе городских поселков Нагорного и Восточного, у высокого крутого обрыва пятой бийской террасы. Поросшее вековыми тополями «осокорями», густыми зарослями дикого клена и сирени, кладбище хранит роскошные образцы каменных и чугунных надгробий на могилах давно почивших горожан, в свое время известных и авторитетных людей, в числе которых и попечители Алтайской духовной миссии.
В «Книге жизни» священник Артемий Владимиров писал: «Да, поистине святое место – кладбище. Здесь, как нигде, успокаиваешься душой. Все наносное, поверхностное, суетное вдруг куда-то уходит. Человек становится пред лицом вечности... На одном надгробии была высечена в камне надпись: «...блаженны мертвые, умирающие в Господе... они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». Здесь, у могильного камня, не только обретаем мы видение смысла жизни, но здесь восстанавливается наша историческая память, связуется нить веков. Прошедшее и будущее становятся настоящим, когда на них смотрит Господь Иисус Христос; а Он «вчера и сегодня и во веки Тот же».
Указом Правительствующего Сената и Святейшего Синода от 23 мая 1772 г. предписывалось: «В сущую предосторожность от заразительной болезни по городам при церквах никого не хоронить, но господам губернаторам отводить для того особые кладбища за городом на выгонных местах, где способнее, расстоянием от последнего городского жилья не ближе ста сажен, а если место позволит, то хотя бы и за триста сажен, и когда если не плетнем или забором, то и земляным валом велеть их обносить, но токмо оный вал не выше двух аршин был, дабы чрез то такие места воздухом скорее очищались, а для удержания скотины, чтоб оная не могла заходить на кладбища, лучше проделать около вала поглубже
и пошире рвы…». Бийские власти тогда неукоснительно исполнили предписание. Исключение в выборе места погребения делали только для особо влиятельных «отцов» города, а также некоторых священнослужителей. Их хоронили внутри церковных оград, у стен православных храмов.
1.
Первые захоронения на территории кладбища следует отнести к 1772 г. Первоначально кладбище называли Солдатским. 16 сентября 1857 г. на кладбище была заложена, а 18 сентября следующего 1858 г. освящена во имя Вознесения Господня деревянная однопрестольная кладбищенская церковь «с таковою же колокольней, без ограды», при себе имевшая деревянную сторожку. Церковь была построена «иждивением бийского 3-ей гильдии купца Павла Мальцова» и являлась приписной к Успенскому собору, затем перешла в ведение Градо-Бийского Троицкого собора4. Похоже, с этого момента кладбище и стало именоваться Вознесенским.
2. Морозова Мария Фёдоровна 1906-1958, Куксина Александра Ивановна 1874-1955 (Мария Сергеевна Шукшина, по второму мужу Куксина, мать Василия Шукшина, интересно было бы генеалогию узнать)
3. Потанина Наталья Савельевна 1872-1942.
4. Безымянная с оригинальной окраской надгробия.
На этом кладбище как нигде часто встречаются номерные могилы, номерные и не безымянные, номерные и безымянные, логику номеров мне понять не удалось у захоронения 1954 года № 1969, дальше встречались пятизначные номера на более ранних захоронениях.
5. Казанцева Мария Дмитриевна 1932-1954.
6. Казанин Алексей Николаевич 1901-1959.
Интересно что, на фотографии четко виден кроме двух Красных Звезд и медали За отвагу орден Красного Знамени, никаких документов на который нет и в общей картотеке не указан.
Место призыва: Бийский ГВК, Алтайский край, г. Бийск
Воинское звание: ст. сержант
Воинская часть: 945 ап 380 сд 50 А
Медаль «За отвагу»
Два ордена Красной Звезды (документы на один).
7. Новикова Стефанида Алексеевна 1877-1959.
8. Каширин Василий Никитович умер в 1942.
9. Будкеевы Василий Иванович 1904-1948 и Анатолий Васильевич 1930-1956.
Место призыва: Бийский ГВК, Алтайский край, г. Бийск
Дата поступления на службу: __.12.1941
Воинское звание: гв. лейтенант интенд. службы
Воинская часть: 1354 зенап 27 зенад РГК 53 А 2 УкрФ
Медаль «За боевые заслуги»
10. Минаевы Порфирий Степанович ....-.... и Зинаида Павловна 1895-1940.
11. Безымянная (34067)
12. Цюпа Иван Григорьевич 1927-1963.
13. Краюшкина Александра Терентьевна 1909-1980.
14. Краюшкин Владимир Николаевич 1907-1964. (железнодорожная форма младшего начсостава
15. Ишкова Евдокия Тихоновна.
|
</> |