«Битва Титанов»

В какой-то момент времени я даже дошел до того, что переписал от руки в толстую тетрадь на 96 листов целую главу из «Одиссеи» Гомера, взяв оную в библиотеке. Это даже привело к тому, что я стал уверенно разговаривать шестистопным ямбом наподобие Васисуалия Лоханкина, что прямо скажем не добавило мне популярности среди одноклассников.
Учитывая все вышесказанное, можно представить, как я обрадовался тому, что наконец-то в поле моего зрения попал голливудский блокбастер, посвященный Древней Греции и ее мифам под названием «Битва Титанов».
Тут нужно сказать, что начал просмотр я в радостном предвкушении, поскольку название фильма прямо говорило об искрометном чувстве юмора создателей ленты.
Согласно древнегреческим мифам «титанами» именовались не металлические емкости в поездах дальнего следования, из которых во время движения можно добыть горячую воду для изготовления чая, как мог бы подумать неискушенный зритель слабо ориентирующийся в этом вопросе.
Древние греки называли титанами деятелей, населявших Древнюю Грецию задолго до момента появления Богов и людей. В силу этого факта и того, что фильм повествует все-таки о периоде времени, когда о титанах все успели подзабыть – рассчитывать на полноценную «Битву титанов» не приходилось.
Так что название фильма сразу напомнило мне рисунок Карлсона с названием «Очень одинокий кролик» и изображением рыжего животного с пушистым хвостом и заставило поудобней устроиться в кресле и погрузиться в просмотр.
Уже на первых минутах повествования зрителю мягко дали понять, что титаны действительно когда-то населяли землю, но было это настолько давно, что копаться в преданиях старины глубокой нет никакого смысла и те, кто действительно по простоте душевной рассчитывал на то, чтобы увидеть какого-нибудь титана, может смело покинуть зрительный зал.
Картинка между тем показала нам сундук, носящийся по открытому морю по волнам и я насторожился, поскольку решил, что сценарист решил срубить денег на незнании зарубежной аудиторией классических произведений Пушкина и взял за основу Мифы не Древней Греции, а сказку о царе Салтане.
И действительно, не прошло и пяти минут, как с откуда не возьмись взявшейся рыбацкой лодки сундук зацепили и поволокли на палубу. Крышку ловко сняли и ба – внутри действительно обнаружилась симпатичная девушка, не подающая признаков жизни и жизнерадостный крепыш младенец, явно не подверженный морской болезни.
- Неужто князь Гвидон? – подумал я, припоминая бессмертные строки про «Родила царица в ночь то ли сына, то ли дочь» и последовавшие за этим «И царицу и приплод?тайно бросить в бездну вод». Но нет, мои опасения были лишены оснований, просто видимо сценаристы довольно вольно трактовали материал и видимо сочли, что русская литература может привнести в повествование много красочных и сочных деталей. Но до князя Гвидона они все-таки не дошли и младенец оказался Персеем.
Как это выяснил старик рыбак я так и не понял, единственное объяснение это то, что в сундуке где-то валялось свидетельство о рождении или какая-нибудь метрика. Рос Персей впрочем, как и Гвидон «не по дням, а по часам», поскольку в следующем эпизоде рыбак повествовал малышу Персею о том, что тот дескать не его родной сын, а выловленный из моря подкидыш.
Зачем наносить трехлетнему малышу психологическую травму подобным рассказом я честно говоря не понял, но предположил, что именно ранние переживания должны заложить в Персее внутренний конфликт.
Древние Греки вообще отличались продвинутостью в вопросах внутренних конфликтов, чего далеко ходить - один царь Эдип чего стоит. А Электра? Но увы, царя Эдипа, занимающего определенное место в древнегреческих мифах, создатели фильма благоразумно обошли стороной, не иначе остереглись перспективы заработать рейтинг R.
Стремительный рост Персея был продолжен строкой на экране «Прошло 12 лет» и мы увидели, что юный карапуз с занесенной внутрь психологической травмой превратился в известного актера Сэма Уортингтона, внешность которого явно говорила о том, что снялся он в «Битве Титанов» скорее всего уже после «Терминатора-4», но еще до «Аватара». Не исключено, впрочем, что мои эмпирические догадки неверны и странное выражение на лице популярного актера было отражением когнитивного диссонанса, обусловленного тем, что только к моменту съемок этой сцены Уортингтон догадался в чем именно ему предстоит сниматься и пожалел, что подписал контракт, не прочитав сценария.
Тут мне стало интересно, а читал ли Уортингтон «Мифы Древней Греции» Куна, но додумать эту мысль я не успел, потому что как раз в этот момент старик «забросил в море невод» и начал его тянуть обратно. Иронично посматривая на старика, Персей всем своим видом как бы говорил, что золотой рыбки ожидать не приходится, и оказался совершенно прав. «Вернулся невод с травою морскою» как талантливо описал этот момент великий русский поэт.
В аналогичной ситуации другому известному киногерою Форресту Гампу, промышлявшему на похожей лодке, повезло еще меньше, поскольку он уловил круг от унитаза и мятый номерной знак штата Айова, но как мы все знаем Форрест не отчаялся и продолжил ловлю, что и привело его в конечном счете к успеху.
А вот старик, приемный папаша Персея, в этот момент явно продемонстрировал причины, которые привели к тому, что из-за греков серьезно пострадала вся зона «евро».
Старый рыбак обрушился с гневной тирадой на Богов, которые дескать одни и повинны в том, что не получается у рыбака выловить из моря какую-нибудь добычу. От старика досталось всем –и Зевсу-Громовержцу и Богу морских глубин Посейдону и Аиду и кого он только не упомянул в своей пламенной речи.
Из этой сцены можно было сделать резонный вывод о том, что ситуация в Греции накалена до предела и времена, когда рыба ловилась сама собой по воле Богов, благополучно миновали, а вот понимание того, что для того, чтобы жрать –нужно и работать, еще не наступило. Поскольку до приема Греции в состав Евросоюза еще оставалась тысчонка-другая лет, ничего кроме как обрушиться на Богов с неконструктивной критикой широким народным массам не оставалось и старик дал волю темпераменту, попутно науськивая на Богов Персея, уныло осознающего факт того, что жрать если и придется, то в лучшем случае морскую капусту.
По мере того, как рыбацкая лодка плыла себе по волнам, крупный план морского побережья показал нам, что от пустой критики граждане Греции перешли и к более активным действиям против Богов.
На ближайшей скале красовался монументальный памятник высотой не иначе метров пятьдесят-семьдесят, который судя по любви древних греков к производительному труду, сам себе воздвиг Зевс.
Судя по положению правой руки, Зевс только что метнул в цель дротик от дартса, но не попал, а в левой руке почему-то сжимал штык от трехлинейки Мосина.

Откуда не возьмись прибежала толпа греков с кирками и молотками и подрубив Зевсу лодыжки, скинула памятник в море, не иначе распугав всю рыбу, вот до какого накала дошла ненависть пролетариата к Богам.
Но такая дерзость любителям побунтовать уже с рук не сошла. Из воды выбрались мрачные демоны, посланцы почему-то не Посейдона, как логично было бы предположить, а почему-то Аида и покрошили всех греков в капусту, попутно затопив рыбацкую лодку со всем экипажем, кроме Персея.
Озлобленный на Богов Персей приперся в близлежащий город, где его моментально пристроили в тюремную камеру, сам факт наличия которой безусловно говорит о том, что Древняя Греция и до нашей эры была развитым демократическим государством.
В камеру к нему немедленно пришла симпатичная девушка с тунике, сообщив встрепенувшемуся Персею о том, что она – Ио.
Из ее имени я сделал вывод, что полная расшифровка имени скорее всего означает «Исполняющая Обязанности» и напрягся в предвкушении кадров того, какие именно обязанности Ио исполнит, но некстати вспомнил, что рейтинг у фильма совсем не R.
Прямо в камере Ио рассказала Персею истинную историю его жизни.
Как оказалось, некий царь Акрысий, как нам уже стало очевидно и все греки, был крайне недоволен Богами. Выражал он свое недовольство настолько ярко и нахально, что лично Зевс решил покарать зарвавшегося царя. Сделал он это довольно своеобразно - принял облик Акрысия и отправился в спальню к его жене, которая радостно его и приголубила, видимо нечасто баловал ее царь Акрысий своими визитами, пребывая в гуще политической борьбы.
Но тут ей не повезло, потому что царь приперся в спальню в самый неподходящий момент. Зевс моментально упорхнул на стремительно выросших крыльях, а пребывающая в недоумении царица ощутила, что ее беременность развивается неслыханными темпами.
Как известно древние греки и римляне стали родоначальниками большого количества слов. Например, глагол «стибрили» появился в результате того, как у одного из военачальников при переходе через реку Тибр украли лошадь.
В значительно более позднюю эпоху появился и еще один глагол, обусловленный тем, что опять что-то украли, теперь уже в городе Пиза, известным своей покосившейся башней.
Но в момент просмотра фильма я наконец-то понял природу глагола «окрысился».
Остервенелый от злости и наверное ревности царь Акрысий стремительно выбежал на улицу, вытащил меч и стал грозить им небесам, выкрикивая всяческие ругательства.
Тут я понял, что с мозгами у него серьезный дефицит. Как можно размахивать железным мечом, стоя под грозовой тучей да еще угрожая тому, кто известен своими умениями метко метать молнии?
Если бы Акрысий встал хотя бы на резиновый коврик, да если бы у меча была диэлектрическая рукоятка, глядишь ничего бы этого и не случилось.
Но это случилось.

Подозреваю, что Акрысию бы не поздоровилось и в случае, если бы сверху прилетел штык от трехлинейки Мосина. С такой высоты это было бы похлеще лома, брошенного в туалет поезда на полном ходу.
Впрочем, здоровье у царя было богатырское и перед тем, как его уволокли в реанимацию, он успел приказать своим верноподданным заколотить царицу вместе с ребенком в ящик. Прошло минут пять-десять после побега Зевса, а царица уже успела родить, как многие уже успели догадаться, как раз Персея.
Обо всем этом Ио и поведала узнику совести Персею, чем разожгла и усилила в Персее ненависть к богам и институту самодержавия, а возможно и к электрическому току.
А поскольку к этому моменту выяснилось, что городу осталось существовать всего ничего, поскольку вероломный Аид выпросил у Зевса разрешение стереть город с лица земли, если наглые горожане не принесут в жертву юную и прекрасную принцессу Андромеду. А для разрушения города Аид собрался натравить на него суровое и злобное чудовище, дремлющее в пучинах моря
Прослышав про замыслы Аида, изничтожившего его приемную семью, Персей сам в честь своего официального отца «окрысился» и вызвался добровольцем в непростой миссии изыскать способ замочить Кракена и спасти город.
Тут надо отметить, что Персей был туговат на овладение простейшими навыками. Как за пятнадцать лет на море он не научился ловить рыбу, так и в воинском деле он не преуспел – меч в руках не держал, щитом не владел, а при взглядах на Ио явно демонстрировал, что просто не понимает каким бы это способом заставить ее исполнить какую-нибудь обязанность.
Но статус получеловека-полубога, причем как ему сказала Ио, нежно облизав губы языком, обе его половинки –лучшие, в чем как лично мне показалось, она диаметрально ошиблась в обоих случаях, дал ему право сколотить команду и отправиться на поиски способа справиться с Кракеном.
С этого момента фильм покатился вперед как по рельсам. Борьба с гигантскими скорпионами, дружба с деревянными туземцами – абсолютно все не имело ни малейшего отношения к древнегреческим мифам.
Порадовали своим обликом ведьмы, лишенные подобно Гомеру глаз, но осматривающиеся по сторонам с помощью одного единственного глаза, зажимаемого в руках. Я решил, что это не иначе глаз Гомера и есть, и похоже так оно и было.

Не исключено, что и одна из самых страшных ведьм и была одичавшим Гомером, пришедшим в полный упадок от того, каким путем пошло развитие древнегреческой мифологии, но в этом случае остается вопрос, куда дели его гусли?
Дальнейший путь греков лежал в подземное царство Аида, где почему-то пребывала Медуза-Горгона, один взгляд которой превращал в камень любое существо мужского пола.
Как выяснилось, была изначально Медуза симпатичной девушкой, которую возжелал бог Посейдон и, «придя за ней овладел ею на холодном полу» храма Афины. Афина девушке не помогла, поскольку богини вообще ревностно относились к чужой красоте. Опять же непонятно, каким путем бы развивалась история дальше, если бы пол в храме был теплым.
Но развилась история для Медузы нелучшим образом. Вместо того, чтобы пойти в древнегреческим ментам и подать заявление об изнасиловании, она продолжила стенать и плакать и допрыгалась до того, что Афина сделала так, что никто из мужского пола не смог бы вновь воспользоваться Медузой, каменея от одного ее взгляда.
По логике вещей дорога Медузе была на остров Лесбос, но туда незадачливая девица добраться не смогла, почему-то обосновавшись в царстве мертвых. Почему это произошло и как ее туда занесло – на это и на многочисленные другие вопросы у создателей фильма ответов не нашлось.

Поглядев в зеркальный щит, Персей естественно умудрился обезглавить девушку и засунув ее голову в мешок отправился на свидание к Кракену, уповая на то, что чудище мужского пола.
К этому моменту громогласный Аид уже скомандовал «Выпускайте

Мотивация Аида с Кракеном была совершенно непонятна, поскольку к этому моменту греческие горожане, помитинговав и поскандалив, решили –таки принести Андромеду в жертву, чем вообще говоря выполнили требования шантажистов.
И сейчас, во время новейшей истории, греки ведут себя также, выполняя требования Международного Валютного Фонда по усилению евро, повышению пенсионного возраста и т.п. Единственное требование, с которым греки не могут согласиться –это требование начать наконец работать, но тут уж ничего не попишешь.
До этого момента я вообще думал, что Кракена убил никто иной, как Джек Воробей, поэтому скептически отнесся к шансам главного героя, но он использовал голову Медузы по назначению, причем она судя по выражению на лице сама охренела, увидев каким образчикам мужского пола ее демонстрируют на излете ее карьеры.

К этому моменту сценаристы и продюсеры окончательно забыли о том, о чем снимают фильм. Не иначе затрепанный томик Мифов Куна к этому моменту потеряли, а сценарий оказался перепутан с каким-то другим фильмом.
Только этим можно объяснить тот факт, что Персей невежливо отказал Андромеде, примирился почему-то с папашей Зевсом, и был в итоге награжден оживленной Ио, которую где-то в середине фильма кто-то замочил.
Но то, как она исполнила наконец-то парочку обязанностей и как она это сделала, нам увы, не показали. Но скорее всего это все-таки к лучшему, поскольку эти сцены если и получились бы удачными, то только не под руководством этой конкретной съемочной группы.
На этой пронзительной ноте этот замечательный фильм и заканчивается.
Всем любителям мифологии рекомендую к просмотру, полтора часа незамутненного смеха гарантированы. Но можно конечно почитать сказки Пушкина или действительно «Мифы Древней Греции». Или посмотреть кино про «Триста спартанцев». Пользы скорее всего будет несравнимо больше.