Бытовой национализм
lilya_lugovaya — 24.12.2010 — Лытдыбр В последние недели масса незначительных событий подталкивают меня к размышлениям о национализме. Эти не очень связанные между собой детали сложно систематизировать и связать, у меня они складываются воедино скорее на уровне чувств. Поэтому я, пожалуй, начну хронологически...Мои бабушки и дедушки с обеих сторон антисемиты. С годами все усугубилось вплоть до: "Ну и что, что у него фамилия Иванов, ты на него посмотри он же точно еврей!". Я никогда не могла этого понять и разделить. Причем в отношении любой национальности. Поэтому я сильно опасалась, а ну как выйду за еврея. Бабушки же с дедушками удавятся. Но конфликт отцов и детей не состоялся, однако этот бытовой1 национализм не дает мне покоя.
Фотография zyalt'а с Манежной, где толпа молодчиков на фоне Кремля держит руки в приветственном хайль повергла меня в ужас. Потому еще, что последние месяцы я читала сначала несколько произведений Берхарда Шлинка, а потом "Исход" Лиона Юлиса.
Первый автор - немец, родившийся сразу после войны. Профессор юриспруденции начал писать книги в зрелом возрасте. Из них я узнала о том, что чувствовали дети, воспитанные в отрицании нацизма и имеющие родителей, которые в это время жили и участвовали в геноциде как минимум молчанием и бездействием. Он размышляет можно ли простить, может ли измениться тот, кто был верен Гитлеру. Я узнала о скандалах, которые еще совсем недавно продолжали потрясать Германию. Когда уважаемые и известные люди оказывались вдруг с двойным дном. "Людей, достававших фальшивые документы, менявших свою идентичность, фамилию, профессию, а заодно и собственные взгляды, публично отстаиваемые убеждения, называли «подлодочниками». Счет шел на многие десятки тысяч, а объявленной в начале пятидесятых годов амнистией для тех, кто жил по подложным документам, воспользовались лишь не более полутора сотен «подлодочников».
А потом я читала Юлиса. В "Исходе" он рассказывает о феномене создания государства Израиль. Скрупулезно описываются события, начиная с конца 19 века и до 1948 года. Важное место в повествовании занимает внутреннее ощущение евреев и отношение к ним в разных странах, погромы и бытовой антисемитизм. Книга написана с еврейской позиции, хотя автор старался сохранять объективность.
А вчера я разговаривала с одним успешным русским евреем. Этот богатый, путешествующий по всему миру человек родился в 60-х. Он никогда не был в Германии, потому что не хочет потратить в этой стране ни копейки денег, он не забыл и не простил.
И вот есть Израиль, который и по сей день окружен теми, кто его ненавидит, есть мои родственники, есть мальчики и девочки на Манежной. Никакого урока, никакого места для идеализма или уверенности, что национализмом больно меньшинство. К сожалению. Так хочется сказать: "Ребята, давайте жить дружно". Интересно, есть ли нации без пафоса крутости и державности, нации, которым не свойственны такие черты. Интересно, если бы все были равномерно успешны и богаты исчезли бы распри по национальному признаку? Или дело все же не в неустроенности и бедности, а в чем-то сидящем сильно глубже?
|
</> |