Битый фельдмаршал
solodkyy — 17.06.2024Литературный штамп про «битых гитлеровских генералов» прочно вошёл в советскую литературу о войне. Разумеется, подразумевалось, что били их на поле боя, а не по морде кулаками. Случалось — вешали, как военных преступников, но рукоприкладства не было. Тем не менее был один высший офицер третьего рейха, которому действительно настучали по голове в самом прямом смысле. И сделал это не какой — нибудь деревенский парень не обученный манерам. Отнюдь. Британский офицер и джентльмен, выпускник Оксфорда, генерал в 36 лет. Не просто генерал, а командир бригады коммандос, прошедший войну на самых опасных участках, кавалер многих наград. Джентльмены, они такие. Не надо их доводить до белого каления угрозами про «ядерный пепел» и всё такое. Могут и по башке настучать.
Генерал-фельдмаршал Эрхард Мильх (1892-1972) был вторым человеком в руководстве ВВС третьего рейха. По важности своей работы, пожалуй, он занимал первое место. Насколько Мильх был ценным кадром можно судить по такому эпизоду. Рассовая политика нацистов известна. Что такое Нюрнбергские законы знают все. Мильху не повезло с происхождением — папа таки был еврей. Поэтому, когда Геринг вознамерился поставить Мильха своим замом, ему тут же доставили подколотый-подшитый материал. Геринг ответил — «Мне лучше знать, кто у меня в министерстве еврей.» Но меры были приняты. Папа будущего фельдмаршала к тому моменту уже пребывал в лучшем из миров, а маму сынок заставил подписать бумагу, что она изменяла мужу и рождён Эрхард от чистокровного арийца, барона фон Бира. Что делать, время такое. Ради карьеры и мать родную опозорить можно.
Мильх был выдающимся руководителем. Именно благодаря ему Люфтваффе оставались грозным противником до самого конца войны. Пик производства самолётов пришёлся на 1944 год. Немцы выпустили почти 28 000. СССР в том же году значительно меньше, около 16 000. Кроме прочего, Мильх был ещё и продвинутым интриганом. Именно так, путём интриг и доносов, он в своё время занял пост генерального директора Люфтганзы. Теперь же он захотел подвинуть Геринга и занять его место вполне официально. Я и так всю работу тяну, а весь почёт достаётся толстому! Не вышло. Подвинули его самого, пришлось писать заявление «по собственному». В конце войны его вызвал фюрер, предлагал разные важные должности. Мильх отказался. Видел, куда дело идёт. Не хотел брать на себя больше того, что уже было.
Дерек Милс-Робертс (1908-1980) до войны был преуспевающим лондонским адвокатом. Учился на юриста в Оксфорде, пока проходил курс, обзавёлся полезными знакомствами. Военную подготвку он тоже получил, был офицером резерва. С началом войны стал коммандос. Британский спецназ, разведывательно-диверсионные операции. Храбро сражался, участвовал в рейдах на территорию противника. Был неоднократно награждён и повышен в чине. Окончание войны встретил бригадным генералом и командиром бригады коммандос.
До мая 1945 года Милс-Робертс не знал, что собой представляет настоящий нацистский концлагерь. А тут как раз его подразделение в составе 11-й танковой дивизии освободило узников лагеря Берген-Бельзен. Увиденное шокировало. Люди в Берген-Бельзене умирали от ужасных условий содержания. Уже после освобождения лагеря за две недели умерло 9000 человек. Милс-Робертс помогал военным медикам, за это время насмотрелся всякого. Он как раз вернулся в свою временную штаб-квартиру, перевести дыхание да и глоток-другой виски не помешал бы.
Тут Милс-Робертсу докладывают, что в расположение прикатил германский штабной лимузин под белым флагом. А в лимузине генерал-фельдмаршал Мильх и сопровождающие его офицеры. Счастлив сдаться в плен англичанам, а не советам. Желает поговорить с британским генералом. Вот как? В самом деле? Ну ведите сюда господина фельдмаршала, поговорим.
Мильх предстал перед Милс-Робертсом одетым по форме с маршальским жезлом с руке. Уточню, что у немцев было два вида этого изделия. Один для торжественных случаев, С золотой отделкой, иногда с камушками. Другой, жезл-стек, для каждодневного пользования, полированная палка с серебряным набалдашником. При подписании капитуляции фельдмаршал Кейтель именно этим жезлом пользовался. Такой же Мильх принёс с собой, сдаваясь англичанам. Мильх торжественно отдал свой жезл Милс-Робертсу и заявил, что сдаётся на милость британского короля и его славной армии.
Милс-Робертс небрежно бросил жезл на стол и поинтересовался у фельдмаршала, что он думает о лагере, который неподалёку. Мильх — ничего не знаю, моё дело авиация. Что там эсэсовцы творили — понятия не имею. И вообще, госоподин генерал, о чём переживать? Там только русские и поляки, говорить не о чем. Тут Милс-Робертс и взорвался. Он кричал Мильху, что все немецкие генералы не солдаты, а убийцы, раз служили преступному режиму, соучастники, заслуживающие казни. В ярости он схватил со стола маршальский жезл Мильха и стал бить им его по голове. Мильх верещал, что с ним так нельзя, что он фельдмаршал, что цивилизованные люди так не делают. Ах, не далют? Получай, мразь нацистская! Дерек хряснул фельдмаршала по башке так сильно, что жезл сломался. А эту палку вроде бы из дуба вытачивали. Крепко он ему приложил.
На другой день Милс-Робертса вызвали к фельдмаршалу Монтгомери. Когда он прибыл пред светлые маршальские очи, Монти закрыл ладонями темечко и произнёс — Надеюсь, вы не принесли с собой ничего тяжёлого, сэр? Побеседовали, фельдмаршал его не ругал, вручил ранее заслуженную награду и поблагадарил за службу. Наверное, у него тоже иногда возникало желание настучать какому-нибудь фрицу по башке.
По окончании военных действий Милс-Робертс вышел в отставку и вернулся к адвокатской практике. Мильх был привлечён к суду Нюренбергского трибунала. Приговорён к пожизненному. Потом сократили до 15 лет. В 1954 выпустили. Не бедствовал, был бизнес-консультантом. Его сломанный жезл один из подчинённых Милс-Робертса подобрал и позже передал жене генерала как сувенир. Джилл Милс-Робертс отдала жезл одной ювелирной фирме на реставрацию, потом продала на аукционе. Тут возбудилось семейство Мильх. Они потребовали отменить продажу, потому что жезл был украден. Верните реликвию в семью! Хорошо, королевский суд принял к рассмотрению. Рассмотрел и постановил — жезл является законным военным трофеем. Никто эту палку не воровал, её честно сломали об башку вашего дедушки. Купил американец из Флориды. Ещё бы! Не простой предмет, с историей. Не каждым маршальским жезлом бъют по голове его же владельца. На этом-всё.
|
</> |