Была ли в СССР демократия?
Сообщество «До встречи в СССР!» — 14.07.2013 — Мнения«СССР был недемократическим государством, демократиями
являются лишь страны Запада» – этот тезис, без преувеличения
говоря, представляет собой официальную позицию нынешнего
российского режима. Он постоянно звучит в выступлениях Президента и
высокопоставленных политиков, в «демократических изданиях»,
наконец, в школьных учебниках. Большинство, особенно люди молодые,
которые СССР не застали, о его государственном устройстве и жизни
имеют настолько смутное представление, что можно говорить об
отсуствии такового. А информация о гос устройстве СССР берется
главным образом, из перестроечных, «чернушных» фильмов и книг, и
принимается этот тезис без критического сопротивления.
Но так ли это на самом деле? Чтобы ответить на вопрос необходимо
понять: что же такое демократия и с чем её надо есть?
Точка зрения обывателей в этом случае крайне проста: демократия – это «как на Западе». И поскольку в СССР не было парламента с враждующими фракциями, многопартийной системы, желтой политической прессы, пошлых избирательных шоу, то и соответственно СССР было недемократическим государством.
Эту точку зрения опровергнуть легче всего: перед нами классическая логическая ошибка «предвосхищение основания»: надо доказать, что в СССР не было демократии, а была она лишь на Западе, доказывается же это тем… что за образец демократии берется сам Запад.То есть тезис,который требуется доказать, берут за основу доказательства.Более информированный оппонент процитирует: демократия есть «форма государственного устройства, основанная на признании народа источником власти, на принципах равенства и свободы… Различают непосредственную демократию, при которой основные решения принимаются всеми гражданами, имеющими право голоса, и представительную демократию, при которой решения принимаются выборными учреждениями…» (Словарь иностранных слов, издание 1999 года). Но с этой точки зрения вообще-то Советский Союз был тоже демократическим государством, только в нем наличествовали институты не представительной демократии, как на Западе (парламент, партии и т.д.), а прямой демократии (Советы депутатов разного уровня). Правда, указанный эрудит не преминет добавить, что система Советов на деле в СССР была «задавлена» партийной вертикалью.
В действительности, все было гораздо сложнее, хотя бы потому что и партия несла в себе тоже демократические механизмы. Но даже если это и верно, спрашивается, зачем было полностью разрушать уже имеющуюся демократическую систему – Советы и насаждать новую – парламентскую демократию западного образца? Тем более, что как показывает опыт первых послереволюционных лет и первых лет перестройки Советы были вполне работоспособны, да и они ближе к российской ментальности.
Любопытный факт: после взрывов в Москве в 1999 и в 2003 по
стране стихийно стали возникать комитеты общественности, которые
сами занялись обеспечением безопасности граждан в союзе с милицией.
По сути, перед нами возрождение Советов. А парламентская
демократия, как мы сейчас видим, совсем не лишена недостатков,
особенно будучи пересаженной на чуждую ей, российскую почву –
возьмите подтасовки результатов выборов, черный пиар и т.д. Так
стоило ли менять наше хорошее, в хозяйстве полезное, но чуть
притупившееся отечественное шило, на заграничное, почти не
мылящееся в нашей воде и приторно пахнущее мыло?
Напоследок стоит добавить, что ни в одном обществе, в том числе и в
западных, нет реального политического равенства (голос Билла Гейтса
«весит» гораздо больше «голоса» нью-йоркского безработного).
Реальная демократия отличается от недемократии другим – высокой
социальной мобильностью. То есть демократия позволяет инициативным,
активным людям перемещаться с «социального низа» на «социальный
верх». Противостоит же демократии общество сословного,
аристократического типа, где социальный статус человека
определяется его происхождением. В этом смысле СССР был именно
демократическим обществом и государством, вспомним, что все его
политическое руководство были выходцами из крестьян и
рабочих (разрушителем СССР стал человекоподобный,
которого Советская власть вознесла от комбайнеров до секретарей
ЦК), каждый гражданин имел возможность бесплатно получить
образование, включая высшее, заниматься наукой, административной,
хозяйственной работой и т.д.
Только на Западе такая мобильность достигается умением
нажиться, сколотить состояние, поэтому западную демократию следует
охарактеризовать как плутократическую, а в СССР человек поднимался
по социальной лестнице в случае его верности идее, коллективу,
общему делу, своей Родине и государству, и советскую демократию
следует назвать идеократической.
Показательно сравнение двух фильмов – «Красотка» и «Волга-Волга»,
которые являются, по сути, американской и советской вариацией жанра
«национальная мечта» – историй о том, как простой человек «из
народа» достигает успеха. В «Красотке» это нью-йоркская
проститутка, которой «повезло» и она сумела запродать себя молодому
миллионеру не почасово, а надолго – стала его женой, а в советской
«Волге-Волге» это письмоносица из провинции, которая становится
известной, сочинив песню.
Обе системы не идеальны: как видим, в СССР «наверх» сумели
протиснуться и разного рода проходимцы-лицемеры, которые затем
демонтировали Советскую власть, но советская демократия шире и
эффективнее – в Америке лесоруб стал Президентом в последний раз
двести лет назад, с тех пор «американская мечта» сбывается лишь на
экране, а в действительности правят крупные кланы богатеев – Буши
или Кеннеди. И кроме того, западная, торгашеская демократия
является антитрадиционной, а советская, идеократическая
соответствовала в большой степени идеалу традиционности и прямо
вырастала из ментальности крестьянской общины.
|
</> |