Библейский сюжет Аркадия Пластова
pavelrudnev — 23.09.2023В Казани выставка Аркадия Пластова. Там я узнал невероятный факт, о котором пишет искусствовед, профессор Татьяна Пластова.
В 1942 году потрясенный событиями Второй мировой войны, Пластов пишет известную картину «Фашист пролетел». Здесь Пластов, как выясняется, создает пару к другой хорошо известной картине: «Видению отроку Варфоломею» Михаила Нестерова (1890). Вглядитесь в то, как Пластов повторяет нестеровскую структуру растительности и холмистую местность. Мысль Пластова шире общеизвестного контекста: война убивает все живое, и пастушок, чья жизнь срезана пулей, - это отрок Варфоломей, возможно, будущий Сергий Радонежский. Мертвый пастушок - это как бы «неродившийся», недовоплотившийся святой, не пробужденный спаситель. Всегубительство распространяется и на людей Божьих.
Любопытно, что казавшийся таким советским Аркадий Пластов сохранил в себе веру, которая жила в нем как подпольное оппозиционное движение в годы официального атеизма. Собственно церковные росписи, которые делает в родном селе Прислонихе Симбирской губернии его дед, «заставляют» маленького Пластова раз и навсегда связать свою жизнь с живописью. В конце 1920х он пишет натюрморт, где на деревенском столе пасхи и куличи - приметы несоветской жизни, скорее всего, это интерьеры его собственного дома, где крестьяне, родственники Пластова хранили не поощряемую обрядовую культуру. И если смотреть через этот контекст, то все картины Пластова вдруг покажут нам оборотный, потаенный библейский сюжет. Пластова похоронили там же, в родном селе.