Безумное благочестие
diak_kuraev — 13.08.202418+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА
Некоторые православные (в том числе архиереи) стали разгонять идею восстановления праздника рождества св. Николая.
Его история тут
https://www.pravmir.ru/russkie-sluzhbyi-rozhdestvu-svyatitelya-nikolaya/
За пределами России он не был известен. Обычно говорят, что праздник был упразднен при Екатерине. Но ссылок не приводят.
Если это и так, то это было правильное решение, так как Никола в народе и даже в духовенстве считался третьим лицом Троицы (Христос-Мария-Никола).
В 18 веке один украинский архиерей с более-менее приличным схоластическим образованием был назначен на Архангелогородскую епархию. Он решил проэкзаменовать свое духовенство. И один протопоп (!) ему бодро ответил, что Троица есть Христос, Божия Матерь и святой Николай.
И позже, в XIX—XX вв. можно встретить аналогичное мнение.
Понятно, что и культ Николы начал обретать черты культа
Спасителя.
И говорит стар-казак Илья Муромец:
- Уж вы ой еси руськи богатыри!
Надо нам итти во Божию церковь,
Во Божью церковь, Богу молитися,
Помолит(ь)ся Спасу Вседержителю,
А затим и Миколу-то святителю,
А затим присветой Матерь-Богородице.
(интересно, что Никола стоит впереди Божией Матери).
Об обожествлении и св. Николая на Руси см. Успенский Б.
Филологические разыскания в области славянских древностей
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/usp/
|
</> |