"Безумные" понедельники: Феминизм в цветочный рисунок
na_shpilke — 16.06.2015 А вот и новый понедельник! И значит, время для очередного "безумно"-костюмного поста. К моей большой радости, очередной выпуск выходит сегодня без опозданий. И посвящен он будет настоящей "безумной" диве и одной из любимых всеми героинь, о которой вы уже наверняка догадались!Об этом черном платье в красные розы (и почему из всех промо-образов я решила выбрать именно его) мы еще дальше весьма подробно. Но пока просто посмотрите, насколько разный посыл транслирует облик одной и той же женщины в этих разных нарядах!
Два наряда отличает каждая отдельно взятая деталь, и в каждом таком различие мы можем прочитать разные строки: темное против светлого, яркий драматический принт против мечтательно-плавного, четкий силуэт платья, "затягивающего" фигуру наподобии корсета против мягкого и значительно более свободного. И, что немаловажно, выбранное для новых промо-плакатов платье Джоан куда менее классическое, для своего периода оно весьма актуальное и модное, пусть и не по авангардно-глянцевым понятиям (что нетривиально в начале 70х для женщины её форм, типажа и возраста). И это еще один замечательный пример того, насколько одежда (в данном случае костюм героини) может многое рассказать и даже, если мы в кино, предсказывать!
Новое платье предрекает немало хорошего для этой героини: освобождение от "корсета" - того, в который она почти всю взрослую жизнь затягивала себя сама, а вслед за ней это делали и окружающие, и скорее всего снять с себя этот корсет Джоан удастся, если она наконец осознает себя современной женщиной, отказавшись от старых/традиционных ценностей.
Ну а сбылось ли все это в "безумной" сериальной действительности? К разбору этого мы немедленно приступаем!
На протяжении всего сериала Джоан прошла долгий карьерный путь от секретарши до полноправного партнера. Это не была гладкая и простая дорога, и на момент нашей с ней новой встречи, Джоан все еще борется за то, чтобы доказать всем вокруг, что она достойный высшей оценки профессионал, а не просто красивое тело. Поэтому её образы все чаще склоняются к имитации мужского костюма:
"Я здесь, чтобы делать бизнес" - таков посыл её строгого, с мужскими элементами платья, которое дополнительно усиливают золотые пуговицы, добавляя милитари-мотив (как пуговицы на кителе). Плюс, в образе крупные золотые украшения, чтобы в буквальном смысле добавлять Джоан вес, сигнализируя о её статусе партнера (и соответствующих доходах). Художники по костюмам уже не первый раз используют этот прием, чтобы выделить в той или иной сцене самую состоятельную женщину, и здесь они делают тоже самое, сравнивая увешанную золотом Джоан с Пегги, на которой украшейний нет от слова совсем.
Однако попытки выглядеть более серьезной и деловой удаются Джоан не всегда, о чем свидетельствует следующая сцена и реакция коллег-мужчин на героиню:
Костюмы двух героинь в этой, уже неоднократно упомянутой мною [и важной-дальше-объясню-почему] сцене функциональны дважды. Во-первых, они в очередной раз демонстрируют динамику в отношениях Джоан и Пегги, разницу их подходов и их взглядов (о чем я уже писала). Ну а во-вторых, эти наряда отражают то, какими каждую из этих женщин видит сидящий напротив них коллега-мужчина образца 1970-го года*.
*И именно здесь важность этой сцены вне костюмного контекста, ибо она - отличная иллюстрация того, как сексуальное домогательство может выглядеть без физического контакта или даже намека на оный. Реплики, брошенные в адрес Джоан сидящим напротив
Так что новости о том, что рекламное агенство переходит в большую компанию, где Джоан придется работать именно с такими коллегами, не могут принести радость героине. Не случайно её платье в этот момент это состояние отражает - черное (т.е. не предвещающее ничего позитивного) с ярким цветочным рисунком, который выглядит почти агрессивным/ядовитым рисунком, отражающим смятение героини:
И еще одна интересная деталь, заметная, если внимательно присмотреться, и отражающая взаимоотношения Джоан и Роджера. Посмотрите, как мелкий белый горох на её платье созвучен с принтом на его галстуке. Правда, в цветовой гамме с точностью до наоборот:
Это начинает быть очевидным уже на деловой встрече, когда решение о поглощении озвучено как окончательное. Да, эти люди все еще партнеры и пришли на встречу одной командой - все одеты с общим мотивом, в том числе костюм Джоан здесь похож на темную мужскую двойку, а бант имитирует галстук. Однако, если присмотреться, уже здесь присутствуе раскол - костюмы разных цветов, а костюмы Джоан и Роджера просто противоположны:
Он в темном, она в светлом - эти двое окончательно расходятся по разным сторонам жизни, и Роджер - не человек, который окажет Джоан истинную поддержку:
В то время как Джоан в ярко-розовом платье, женщины-коллеги - в бледных приглушенных тонах. Они уже хорошо знают культуру этой компании и как тяжело здесь быть женщиной - лучше быть менее заметной. Что Джоан очень быстро тоже понимает во время рабочей встречи с мужчиной-коллегой.
Вот только этот, когда-то давно работавший прием, её в очередной раз подводит. Мужчина-коллега видит в ней...еще одну женщину, а значит, не заслуживающую серьезного и равного отношения:
Что чувствует в этот момент Джоан? Достаточно посмотреть на интерьер её нового офиса, а именно на висящую за мужчиной картину - этот человек, как эти яркие и агрессивные цвета без четкой формы, вызывает у героини тревогу, смятение.
Не помогает Джоан и попытка найти решение смостоятельно. Сначала один из партнеров достаточно прозрачно намекает, что готов поддерживать её в обмен на..."чисто женские" услуги:
*и опять та самая абстрактно-агрессивная картина снова в кадре
(она созвучна здесь цветам рисунка на её платье)
Заметье, что для этой сцены художники выбрали для Джоан облегающее платье черного цвета с ярким цветочным принтом - как будто символизирующее обратную темную сторону бытия женщиной - мужчина видит в такой женщине цветок и спешит сорвать его.
Не оказывается успешной и попытка Джоан пойти поверх всех голов прямиком к Большому Боссу:
*кстати, посмотрите и здесь на кратину фоне -
символ расплывающихся надежд? или перепутанных чувств и мыслей?
Джоан во время конфронтации с Доном Дрейпером
Еще одно значение - снова разрыв между Роджером и Джоан (он опять в светлом, она - в темном). И как следствеие- Джоан готова полностью уйти из жизни Роджера, забирая с собой и их общего сына. Это только её ребенок, поэтому их костюмы практически зеркалят друг друга:
Вплось до финальной сцены этих двоих. Посмотрите, как их костюмы отражают полную независимость друг от друга: здесь присутствует мотив темный против светлый, плюс, еще один пример черного платья с яркими цветами на фоне, которое как будто говорит, что рядом с Роджером Джоан не было хорошо (было темно и безнадежно). Или еще одна интерпретация этих красных цветов на черном - окончательная смерть их взаимной любви, от которой ничего не осталось.
Так, роли в этом романе были заранее распределены, что и рассказывают их костюмы в момент знакомства: он в мужском серо-голубом, она - в женском розовом. Ниже пояса у Джоан цветут цветы (не случайно их история начинается как курортый роман - с переходом в постель без затяжного ухаживания)
Так что уже здесь можно было бы предугадать, что эти двое все-таки не договорятся. Что и случилось даже после попыток сделать их роман чем-то серьезным:
Мужчина в ковбойских сапогах и женщина в принте леопарда. Он - скотовод, привыкший к послушанию со стороны
Кстати, интересно, что художники по костюмам уже использовали этот принт для Джоан, и всегда в контексте её взаимоотношений с мужчинами: от леопардового пальто, в котором Джоан, будучи любовницей Роджера, оказалась не хищницей, а птицей в золотой клетке, до леопардовой блузы в момент, когда преимущество было не её стороне - она успешная женщина, а таже мать с ребенком по сравнению с одиноким бывшим любовником, которого оставили его семья и все прошлые жены, и до леопардового халата, в котором Джоан нашла в себе силы не жертвовать карьерными мечтами ради мужчины.
И здесь мы видим серьезный рост и изменения персонажа Джоан, что зовет нас вернуться к её черным цветочным платьям. Помните, я говорила, что на протяжении нескольких сезонов её героиня регулярно испытывала на себе обратную / темную сторону собственной женственности. Будучи безусловно привлекательной [как роза] Джоан приходилось мириться с тем, что мужчины в первую очередь воспринимали её как сексуальный объект, требуя соответствующего "женского" поведения - не отстаивать свои права и всегда подстраиваться под мужчину. Хотите костюмные доказательства? - Вот они и не только в последнем сезоне:
справа - платье, в котором Джоан в очередной раз стала объектом домогательств
со стороны бизнес-партнера
первый муж Джоан дарил ей красные розы, что не остановило его от её изнасилования
одно из знаковых платьев Джоан, в котором она окончательно поняла, что её муж далек от идеала
и красные розы, которые дарил ей муж стали её оружием против Грега
(кстати, сама Джоан в темном платье)
слева - новый любовник Джоан дарит ей, конечно же, розы
справа - Джоан принимает кокаин по настоянию Ричарда, хотя "не очень ей этого хотелось
(купальник Джоан - черный в яркие цветы)
Дальше - больше, ибо для того, чтобы озвучить свое решение создать собственную фирму, Джоан надевает тот же наряд, в котором [уже бывший] коллега отпускал в её сторону неприятные реплики - так свою слабость и не умение ответить героиня превращает в силу - она теперь самостоятельна, будет зарабатывать еще больше и сможет говорить что угодно таким "коллегам":
И наконец финальный триумфальный аккорд:
На этой опимистично-феминистичной ноте у меня на сегодня все! Теперь интересны ваши интерпретации джоан-концовки!
|
</> |