Безопасность личности, общества и государства
Сергей Русаков — 19.10.2011
Уже долгое время «меня
терзает смутное сомнение». Причина его кроется в одной странной
формуле, описывающей безопасность. Чувствуя в себе еще не
иссякнувший интерес к теме, продолжаю ее, в надежде все понять. Что
это за формула?
«Безопасность личности,
общества и государства» - так сформулирована одна из ключевых задач
в концепции национальной безопасности и законах во исполнение.
Определенно, последовательность категорий имеет значение, если
именно в этом порядке перечислены объекты, о безопасности которых
идет речь. Однако не меньшее значение имеет и то, кто этот порядок
предлагает.
Без сомнения, каждый и
каждая из нас признают такой порядок верным. Не только
безопасность, но и многое другое выстраивается, начиная с личных,
персональных, индивидуальных интересов. Разумеется, частные
интересы нивелируются, выправляются, соотносясь друг с другом,
приводя к общественному воплощению личного – уже не совсем так, как
хотелось бы каждому и каждой. Понятно, что общественное лучше
реализуется под централизованным управлением, и такой управляющий
есть – государство.
Все хорошо, да вот только
если это заявляет само государство, в этом чувствуется некий
подвох. Признаю, что при сильном государстве и хорошем
государственном управлении и общество будет процветать, и люди
будут в достатке. Чтобы эта логика работала, нужно, чтобы само
государство было в безопасности, чтобы никто не мешал его
управлению, не вмешивался, не давил, не подрывал власть
государства. Забота государства о своей безопасности естественна и
необходима. Это государством и делается.
Наблюдая жизнь и нашего и
других государств, вижу, что государственная безопасность в целом в
порядке, и обеспечивается очевидно – ни одно из государств не
пренебрегает этим. Однако нигде не вижу ни малейшего признака того,
чтобы силы безопасности – те, кто «делает безопасность» - хоть
как-то проявили заботу о безопасности общества, а личной
безопасностью граждан они и вовсе не
озабочены. Граждане были и остаются «расходным материалом» в деле
обеспечения государственной безопасности. Общество проглатывает
очередной комок обиды от нового запрета, еще одного ограничения
общественного участия в делах страны.
Кого накормит мудрая жена в
первую очередь, перед кем первым поставит она тарелку со щами?
Перед мужем-хозяином, который кормит домочадцев и управляет
хозяйством, или перед малыми ребенками? Конечно, интересы хозяина
превыше всего. Это мудро, это честно! Будет хозяин в силе – будут
силы и у населения. Если хозяин честен и отрабатывает такое свое
положение заботой о гражданах и гражданском
обществе.
Так устроено у коллективных
животных (антропологи это подтверждают), что положение вожака
зависит исключительно от того, насколько он хорош для стаи. Не
будет соответствовать их ожиданиям, не будет заботиться, не будет
защищать – не будет вожаком. Члены стаи видят, знают, оценивают и
выносят вердикт. Так у животных – они бесхитростны, прямолинейны и
восхитительно честны. Не так у людей – они не могут вынести
вердикт, потому что видят не то, не знают, оценивают ошибочно, да и
сам вердикт, если и будет, оставишь при себе. Обман, подлог,
подтасовка, пыль в глаза, пускаемая государством народу «в светлые
очи», сломали миллионолетнюю схему системы
управления.
Хорошо ли нами правят?
Хороши ли наши правители? Не понятно! Вроде, правят хорошо, если
послушать и почитать. Вроде, хороши, если посмотреть на них. Но
живется по-прежнему хреново!
Вот и формула безопасности,
изложенная в последовательности приоритетов «личность – общество –
государство», вызывает томление смутного подозрения в неправде. Еще
один подлог…