рейтинг блогов

Без заголовка

топ 100 блогов the-best-of-thebest26.05.2010
Конкурс на лучшую запись месяца!
Пишет Мев:

Что такое ики?
Давно собиралась рассказать, что такое ики (здесь и далее приводится исключительно мое мнение основанное на куче прочитанной мной литературы и личных размышлениях. Я не претендую быть истиной в последней инстанции).
Без заголовка
Если вы попытаетесь самостоятельно нарыть в инете информацию об этом невесомом, вечно ускользающем и непонятном для большинства людей (в том числе и для японцев) явлении, то, скорее всего вы найдете лишь короткие статейки не способные ни чего толком объяснить. Лично мне на запрос «что такое ики» в основном попадалась информация о рисунках в пустыне Икки.
Откровенно говоря, и сейчас мое понимание ики весьма далеко от конкретики, и если бы не солнышко __If.__, которая прислала мне в подарок книгу Лизы Дэлби «Гейша», то я вообще не продвинулась бы в понимании этого вопроса.
Для начала давайте определимся, что такое эстетика с точки зрения японцев.
1. Ваби — это эстетические и моральные нормы и правила, сформированные в средневековой отшельнической традиции, которая делает акцент на простом, строгом типе красоты и созерцательном, безмятежном отвлеченном восприятии действительности, и вдобавок к тому тяготеет к наслаждению спокойствием, праздной жизнью, свободной от мирских забот. (источник leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=...)
Без заголовка
2. Саби — еще один важнейший принцип японской эстетики, частично синонимичный «ваби», также восходит к откровениям дзэн-буддизма, особенно к экзистенциальному одиночеству каждого человека в космическом холоде бесконечных вселенных. Дух саби можно понять, представив себе зимний берег с заиндевелым от мороза тростником. Саби ассоциируется также со старостью, смирением и покоем. (источник zen.xost.ru/)
Без заголовка
3. Понятие фурюу означает возвышенный вкус, образованность и развитость ума. Произошло от китайского фэн-лю, буквально — хорошее образование и манеры. В Китае этот термин характеризовал качества конфуцианского ученого-чиновника. В Японии же понятие фурюу использовалось больше в эстетическом смысле — как принцип возвышенности произведений искусства и утонченности духа их создателей. Особенно это относилось к пейзажной живописи, садовому искусству, архитектуре, чайной церемонии и аранжировке цветов. (там же)
Без заголовка
4. Моно-но аварэ, очарование вещей — эстетический идеал, культивировавшийся во время Хэйан. В его основе — чувственное переживание глубинной и эфемерной красоты, заложенной как в природе, так и в человеческом существе. Это красота сопряжена с налетом поэтической грусти, с наслаждением этой преходящей красотой и преклонением перед ней. Оттенки смысла слова аварэ созвучны буддийскому взгляду на жизнь, на материальный мир как на нечто недолговечное, изменчивое и печальное по своей природе. Принцип аварэ означает также тонкую, изысканную чувствительность человеческого сердца, способного оценить и воспеть всю прелесть этой непостоянной красоты. (там же)
Без заголовка
5. Югэн, красота одинокой печали — эстетический идеал японского искусства, получивший наибольшее развитие в XII—XV вв. Термин югэн был заимствован из китайской философии, где он служил символом непостижимого и глубоко скрытого от восприятия объекта. В буддизме это понятие связано с глубоко скрытой истиной, которую невозможно понять интеллектуальным путем. В Японии же понятие югэн было переосмыслено как эстетический принцип, означающий таинственную, потустороннюю красоту, наполненную элегантной игрой смыслов, а также загадочностью, многозначностью, сумрачностью, печалью, спокойствием и вдохновением. (там же)
Без заголовка
Что говорить, японцы превосходно разбираются в красоте. Они видят ее буквально во всем (даже в холодном туалете, который не отапливается бережливыми хозяевами из соображений экономии) и всячески стараются ее приумножить. Даже самые простые предметы обихода несут в себе печать стремления к красоте. И в тоже время, не стоит забывать, что Япония всегда страдала от недостатка природных ресурсов. Многие предметы роскоши (дорогие красители, благовония, драгоценные металлы и камни) привозились из-за границы (в основном из Китая, Кореи и Индии) и были баснословно дороги. Но японцы, не были бы японцами, если бы и бедность не превратили в признак особенного, изысканного шика. Более того, страсть к украшательствам (какой часто страдают китайцы) они не одобряют.
Без заголовка
Гейши же являются (или должны являться) концентратом всего вышеперечисленного и даже больше. Добавьте к упомянутым канонам чувственность, сексуальность, и вы получите ики. Обратимся к книге «Гейша».
«... Важным результатом попыток выразить классовые интересы купечества, городских торговцев и ремесленников явилась особая эстетика умышленного принижения ценностей, известной упрощенности и недоговоренности, из которой родилось своеобразное представление об элегантности, лучшим выразителем которой были гейши. Их манера поведения и то, как они одевались, получила название – ики - вызывающей и вместе с тем привлекательный стиль, диктовавший философию всей жизни...»
«... В начале XIX века высшей похвалой для гейши была ее аттестация как ики. Антиподом и противоположностью этого стиля в ту пору стали куртизанки. Их безвкусные, громоздкие, стеганые кимоно, густой слой белил и краски на лице, высокопарная манера изъясняться у людей со вкусом вызывала смех. Сирото, то есть «непрофессиональные женщины», так же не обладали ики: жеманность девиц и скромность домохозяйки были вполне уместны, но не привлекательны. Воплощаемый гейшей стиль представлял собой тонкое сочетание противоречивых эстетических элементов; он требовал самого тщательного подбора деталей туалета, манеры поведения и своего вида искусства...»
Без заголовка
«... Целью были легкость и простота. Гейши лишь слегка подкрашивали лицо, в то время, как проститутки накладывали толстый слой белил. Кимоно на гейше было общепринятой расцветки, но со вкусом, в смелую полоску или с большим воротником, кушак-оби свободно свисал или завязывался большим узлом. Она никогда не допускала на своем платье золотых драконов, серебряных облаков или бабочек среди цветов, какие были типичны для гардероба куртизанок (бабочки, облака и цветы вполне могут себе позволить майко прим. Мев). Чувственность туалета гейши не развевалась победным знаменем, а выражается намеком.
Без заголовка
Стилю ики были свойственыы смелость, необычность и была совершенно чужда безвкусная напыщенность. К примеру, гейши токийского ханамати Фукагава славились своим ики в одежде. Поверх кимоно они носили свободную куртку хаори, напоминавшую мужской пиджак, и благодаря этому производили впечатление привлекательной женщины в сшитом по фигуре костюме...»
Без заголовка
«... Гейши Фукагавы были известны еще и тем, что не носили носков-таби. Вид маленькой ножки гейши, обнаженность которой подчеркнута черным лаком деревянных сандалий, да еще на холодной снегу, был пиком стиля ики. Хотя здесь на первый план выдвигался элемент эротики, его выражением в истинном духе ики был сильный характер хрупкой, изящной женщины.
Все сказанное о стиле ики так или иначе заключает в себе подтекст чувственности, что и служит причиной его притягательности. Гейши умели обозначить такой подтекст как никто другой: выпустить ненароком тонкую прядь волос из безупречной прически, дать яркое красное пятно воротничка на черном глухом кимоно, во время паузы в разговоре взять сямисэн и тихо перебирать пальцами струны – такие приемы их стиля составили классику женской обольстительности.
Ики также предполагает искренность, причем не детскую непосредственность и не пылкое легковерие, а душевно глубокую искренность, благожелательную заинтересованность...»
Без заголовка
«... Быть ики означало быть осведомленной, но не всезнающей, быть невинной, но не наивной. Женщина ики уже знает немного жизнь и вкусила как горечь, так и радость любви. Молодым девушкам редко удается достичь всего этого. Полноценной ики женщина становится только в среднем возрасте...».
Позволю себе немного отступить от главной темы поста.
Лиза Дэлби знала о чем говорила, ики действительно был уделом взрослых женщин, об одной она умолчала. У майко есть свой собственный, очаровательный стиль. Майко не женщины (младшие майко еще и не совсем девушки девочки-подростки, нераспустившиеся бутоны), они юные девушки, только учащиеся быть женственными. Весь их стиль – это подчеркнутая детскость, невинность и наивность.
Без заголовка
Именно поэтому в их облике много яркого, зачастую нелепого. Они похожи на девчонок добравшихся до вещей и косметики своих матерей и старших сестер. Именно поэтому их белый грим нанесен не вплотную к линии роста волос (остается узкая полоска не закрашенной кожи), помада на губы наносится совсем чуть-чуть (вначале обучения вообще только на нижнюю губу), зато брови и глаза подводятся весьма щедро (и алым, и черным). Кимоно майко всегда очень яркие, рукава длинные (намек, на то, что одежка явно с чужого плеча и не по размеру), оби еще ярче, его концы чуть не подметают землю. Про прическу и говорить не приходится. Создается впечатление, что майко воткнула в нее все, до чего смогла дотянуться. Но все это лишь иллюзия, любая деталь их наряда строго соответствует канону.
Без заголовка
Честно говоря, не зря японскую культуру называют культурой канона. Особенно это касается традиционных искусств в современной Японии. Японцы трепетно относятся к своей истории, поэтому стараются буквально «законсервировать» осколки прошлого. Это коснулось и гейш. Если сравнить фотографии современных гейш и фотографии гейш начала двадцатого века, то мы с вами очень удивимся.
Без заголовка
Без заголовка
Предшественницы нынешних искусниц были куда свободнее в выборе своих туалетов. Их кимоно возможно более невзрачны, прически небрежны, но благодаря этому они выглядят живыми женщинами, а не фарфоровыми статуэтками в драгоценных шелках, как современные гейши.
ИМХО гейшам периода их расцвета (конец 19-го, начало 20-го веков) было легче достигнуть ики. Нынешние связаны каноном по рукам и ногам.
Ики – требует женщины не только наличия изысканного вкуса, но и отваги, некоторой дерзости и самоиронии. Умение сотворить из обыденных, порой совсем невзрачных вещей нечто необыкновенное и привлекательное – один их главных элементов ики. Но главным элементом ики, без чего это искусство превратилось бы в обычную моду и стилистику, является внутренний стержень личности, характер, воля. Женщина ики никогда не позволит себе скандалить, закатывать сцены ревности, она всегда держит эмоции под контролем.
Без заголовка
Знаете, если подумать, то из всех европейских женщин ближе всего к идеалу ики подошла Коко Шанель.

URL записи

(свое)

Не Бест? Пришли лучше!



профиль дневник

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Во второй половине дня воскресенья по пути с дачи мы решили заехать на экотропу «Комаровский берег» , о которой мы много слышали и давно хотели посмотреть. Из минусов сразу ...
В кругах российских блоггеров продолжается про-Каддафиевская истерия, поднимается старая тема о предполагаемых поставках оружия странами НАТО ливийским повстанцам ДО начала международной военной операции в Ливии. В качестве «доказательств» ...
В качестве теста, пока делается дизайн и морда сайта системы Транай, я хочу испытать кое какие эфирные штуки и сейчас подключу к простому жж опросу эфирное поле и пошубуршу в нём так, что при нажатии на кнопку вы получите доброе, позитивное в тот ...
Зайка сидит в витрине, Он в новенькой шубке из плюша. Сделали серому зайцу Слишком длинные уши. В новенькой шубке серой Сидит он, прижавшись к раме, Ну как тут казаться храбрым С такими смешными ушами? Агния Барто ...
На тему: Почему в России НИКАК!!! (Ну сколько можно - заждались же!!! ну позяязяяя) Не хочет происходить вожделенная (некоторыми "добрыми и заботливыми" нашими соседями, в основном) революция, майдан и прочие свержения. Итак: Вот 1917 год. Очередь за хлебом. Вот 2017 год Очередь за ...