БЕЗ СПОЙЛЕРОВ
bocharoff — 18.07.2010 ЛУЧШИЕ В МИРЕ ДЕПРЕССАНТЫ!ПЯТЬ САМЫХ ЦЕННЫХ ФИЛЬМОВ О ЯДЕРНОМ АПОКАЛИПСИСЕ
Эх, молодежь, совсем позабросила атомную войну. Но мы старики еще ее помним - мы же там сами были! Однако и наши воспоминания приходится освежать. И не забавами всякими, вроде игр Fallout да "С.т.а.л.к.е.р", а фильмами суровыми, каждый из которых вгонит в страх и тоску даже клоуна развеселого на кокаине.
Чем прекрасны эти фильмы о ядерном конце света? Тем, что в них умираем мы! В этом отличие ядерного кино от самых черных арт-хаусных фестивальных драм. Последние оперируют местечковым, маленьким чужим горем - человек там от рака помирает, или детей хоронят заживо, пусть. Ведь все это локально - они-то помучались и померли, а остальной мир и не догадывается. Но кино о термояде работает с другими величинами - здесь показан окончательный и бесповоротный медный таз всему. И нет тебе лампочки в конце туннеля, и никаких анекдотов в долбисурраунде, как у Роланда Эммериха.
НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ (THE DAY AFTER)
(США, 1983, режиссер Николас Мейер)
Начнем с самого знаменитого атомного армагеддона - телефильма Николаса Мейера, который волной шока прокатился по американским экранам в 1983 году (в СССР и странах Восточного бока его показали слегка позднее - в 1987), и надо сказать, кино сыграло свою роль в истории. Рональд Рейган честно признался, что во многом благодаря этой картине он озадачился вопросом сокращения ядерного потенциала сверхдержав. Тут надо держать в уме, что сам Рейган - бывший киноактер, так что воздействие силы искусства на него удваивается.
Нам показывают предвоенную жизнь американской глубинки - Канзаса, где по всем телеканалам и радио - репортажи об эскалации советско-натовского конфликта. Но жители в основной своей массе наивно полагают, что все это их не касается - они ведь далеко, и никому даром не сдались. Просвещенные жители далеко не настолько беспечны - они в курсе, что вокруг их поселений там и сям разбросаны незаметные шахты баллистических ракет, так что ответный удар на их головы обеспечен.
Подготовка к войне показана из самого нутра семейного обывателя - вот они готовятся к свадьбе, вот они панически штурмуют супермаркеты, вот они пытаются укрепить свои хлипкие домишки, и в самый жаркий момент их накрывает гриб на миллион градусов.
Момент бомбардировки показан не с тем размахом, к которому привыкли люди цифровой киноэпохи, и все же это действительно лучшая атомная бомбардировка в кино по состоянию на 1983 год. Зрелище бомбежки короткое, но нужные фибры души цепляет. Канзас накрывает огненная волна, люди сгорают на бегу, те же кто выжил в подвалах и под завалами готовятся завидовать мертвым.
Вторая половина картины посвящена участи завидующих. В центре внимания канзасский госпиталь, где на койках, на полу, на кровавых радиоактивных пеленках в муках помирает то, что осталось от американской нации. В отличие от привычных нам голливудских постапокалипсических эпиков здесь нет места ни для пафоса, ни для большой американской надежды, даже интересующий героев вопрос - кто же начал обмен ядерными ударами - так и остается не проясненным. Персонажи постепенно вымирают от голода, болезней, заражений и разборок с мародерами. Хэппи-энд к такому фильму присобачить мог лишь человек с крайне богатой болезненной фантазией. К счастью, такого в съемочной группе не оказалось.
Не кино, а сплошные гвозди в голову, входящие с нервирующим гулким звуком - как в крышку гроба.
ВОЕННАЯ ИГРА (THE WAR GAME)
(Великобритания, 1965, режиссер Питер Уоткинс)
Одна из первых серъезных попыток донести всю тошнотворную правду о ядерной войне до беспечного недалекого британского обывателя. Это короткое (около 45 минут) псевдодокументальное кино, где без излишеств, четко ясно, прямо кулаком в морду показывается что станет с Британией в тот момент, когда на нее навернется советский ядерный арсенал.
Авторы выкладывают все карты на стол и хладнокровно констатируют - вот столько то людей сгорят (показывают, как они сгорают), столько - задохнется, столько помрет от облучения, а многих из тех, кто выживет, расстреляют свои же - за мародерство или просто так, чтоб некстати под ногами не путались. Перспектив у крохотной Британии - ни малейших. 45 минут достаточно, чтобы это объяснить, в конце концов сама атомная война может длиться даже меньше.
НИТИ (THREADS)
(Великобритания, 1984, режиссер Мик Джексон)
Эта картина по-сути - прелюбопытнейший гибрид двух предыдущих описанных мною фильмов. Частично кино художественное, игровое, очень близкое по сюжету к фильму "На следующий день". С другой стороны оно отчасти псевдо-документальное, и тогда во многом слово в слово повторяет "Военную игру". Итог изумительный.
Зритель четко прослеживает разницу между американским менталитетом и британским - если янки накануне бомбардировки все еще забавлялись бейсболом, то англичане нажирались в барах со словами "если на меня упадет бомба, то я хочу быть в тот момент вдрызг пьяным". В начале фильма вообще присутствует неуместный циничный юмор - например, когда показывают мэра со словами "в случае атомной войны он возьмет на себя управление регионом и остатками армии", мы видим типичного сытого, довольного пожилого англичанина, поливающего цветочки в кадке.
В стороне от мэра есть другие главные герои - молодая пара, планирующая свадьбу. В фокус попадает невеста, и на ее судьбе отслеживается вся хронология конфликта - от бесконечных телевыступлений политиков, треплющих, будто вот-вот будет найдется дипломатический выход из конфликта НАТО-СССР, и заканчивая послеядерным ландшафтом Альбиона, в тумане которого солнце не взойдет уже никогда.
Если в американском фильме мы видели всю термоядерную жесть взглядом из Канзаса, то здесь - такой же мелкий провинциальный Шеффилд, вся вина которого перед цивилизацией - пара военных объектов в окрестностях.
Тотально беспросветное кино, ближе к концу которого нас натурально окунают в дерьмо нового Средневековья и даже не делают попытки вытащить оттуда. Испорченное на неделю настроение у зрителя гарантировано - одним словом, классно.
ПИСЬМА МЕРТВОГО ЧЕЛОВЕКА
(СССР, 1986, режиссер Константин Лопушанский)
Вот еще одно торжество декаданса цивилизации - советский взгляд на ядерную зиму. В бронированном хранилище разрушенного музея спряталась горстка интеллигентов - работники музея и невесть как туда залетевший лауреат Нобелевской премии (Ролан Быков).
Сам момент атомной бомбардировки мы видим совсем мимоходом - в одном из флэшбэков, в воспоминаниях главного героя. Остальное - показ удручающего предсмертного прозябания в радиоактивных руинах. Лента 1986 года, потому авторы не осмелились показывать в кадре руины СССР, действие происходит (судя по надписям на плакатах, табличках и консервах) в англоязычной стране. Но все персонажи столь узнаваемы, что ты совершенно ясно видишь пред собой угасание и гибель наших соотечественников.
Из минусов картины - вычурные монологи вымирающей интеллигенции, типичные для советского кино, плюс слабые, почти эфемерные намеки на лучший исход. Из плюсов - заслуживающие искренних похвал декорации, антураж, грим и все остальное за что мы любим пост-апокалипсическое гниение. И конечно же, актеры.
Нравоучений и моралистики здесь чуть больше, чем в остальных фильмах на тему, однако не настолько, чтобы испортить ни с чем несравнимое удовольствие от тотального конца всему.
НА БЕРЕГУ (ON THE BEACH)
(Альтернативные переводы: НА ПОСЛЕДНЕМ БЕРЕГУ, КОНЕЦ СВЕТА. США, 1959, режиссер Стэнли Крамер)
Пока смотришь советские, британские и американские ядерные кошмары, голову сверлит мысль "ну неужели никто не догадался за полчаса до бомбежки слинять куда-нибудь в Австралию". И вот на тебе - фильм, который полностью закрывает тему, чтоб уж точно не было никаких обнадеживающих сомнений.
Это старейшая из всех рассмотренных картин (правда, был еще ремейк 2000-го года, его я пока не видел). Стэнли Крамер, у нас известный по "Этому безумному, безумному, безумному миру", показывает нам участь тех, кто отсиделся в сторонке.
Австралия. Северное полушарие уничтожено окончательно и бесповоротно, но радиоактивные облака дойдут до южного континента лишь через пять месяцев. У местных жителей осталось совсем мало времени чтобы либо смириться со смертью, либо каким-то чудом обрести избавление (что там вышло в финале говорить, конечно не буду).
Капитан выжившей американской атомной подлодки (Грегори Пек) берет на борт австралийского ученого (Фрэд Эстер) и одного военного связиста (Энтони Перкинс). Лодка совершает тихоокеанский вояж до Антарктиды и до побережья Сан-Франциско чтобы выяснить - остались ли где-то следы цивилизации и места, пригодные для выживания. Австралийские власти тем делом начинают массовую раздачу ядов населению - чтобы те уходили из жизни, не мучимые лейкемией.
По жанру "На последнем берегу" не традиционный пост-апокалипсис, а скорее сентиментальная трагедия обреченных. Типа как "Титаник", но все несообразно кошмарнее. Любовь, безумие, отчаяние, алкоголь и самоубийства правят бал в этом красивом фильме. Живописные виды увядающей Австралии и отсутствие гниющих на ходу облученных делают фильм Крамера не таким шокирующим, как остальные рассмотренные нами произведения, но уверяю - это совсем не та картина, которая вдыхает в твое сердце чувство радости бытия и гордости за цивилизацию. Были же времена, когда люди смело несли на экран любые, в том числе самые безнадежные замыслы.
Да, если что, то дополнительное факультативное зрелище для заинтересованных лиц: "Доктор Стрейнджлав" (1963, Стэнли Кубрик), "Хранители" (2009, Зак Снайдер).
|
</> |