Без названия

топ 100 блогов soft197521.07.2025

«О.Б.: То есть какие-то народы, живущие близко друг с другом, но говорящие на несколько отличающихся языках, будут генетически скорее похожи, просто потому что они живут близко и что между ними заключаются в течение веков и тысячелетий браки и идeт поток генов. А лингвистика тут фиксирует историю лишь небольшой части населения, та, которая разносила язык. Ведь славяне со своей небольшой прародины расселились по половине Европы. Там физически не могло быть столько людей, чтобы заселить половину Европы, и потом что бы они тогда делали с людьми, которые там жили до этого? Полное замещение представить невозможно. Была ассимиляция. То есть распространилась какая-то небольшая группа славян, говоривших на славянских языках, и они сделали славянами всех остальных, которые жили на этих территориях раньше. Группа славян пришла на Балканы, принесла славянские языки туда. Большая часть Балкан – сейчас славяне, говорят на славянских языках. Но их генетические приходят не к пришедшим славянам со своими языками, а приходят к тому населению, которое на Балканах жило ещe и тысячу, и две-три тысячи лет до этого.

Другая группа славян двинулась на восток. И те, которые принесли язык сюда, на эту территорию. И точно так же они заключали браки с тем преобладавшим по численности населением, которое славянами не было, потому что оно говорило на других языках, но которые славянами стали, потому что они перешли на славянские языки.

И поскольку как раз это дославянское население численно преобладает, это и объяснение, почему просто связь с географическим расстоянием важнее, чем связь с языком. Если представить это как субстрат и суперстрат, наш генофонд как пирог многослойный, то субстратный слой – самый толстый, а вот эта глазурь славянская – еe восстанавливают лингвисты, но в отношении генофонда это лишь тоненький слой.

О.О.: А вот были у вас какие-то результаты неожиданные, которые вы получили в этом исследовании?

О.Б.: Неожиданностью была толщина вот этого дославянского слоя в генофонде практически всех современных славян. То есть он оказался преобладающим...

О.Б.: Ландшафт спровоцировал две вещи. Во-первых, изоляцию одних групп от других. А, во-вторых, горы затруднили массовые миграции извне. И как раз поэтому на Кавказе это постепенное саморазвитие, как из единой популяции растeт всe дерево из зародыша, оно сохранилось, и там есть параллелизм поэтому генетики и лингвистики.

А в случае со славянами и балтами история была совершенно другой: там вот это дерево, расселяясь по территории, наложилось на преобладающее по численности уже существовавшее там население. И как раз поэтому этот субстрат, это дославянское население там и сыграло свою роль в формировании генофонда. И как раз поэтому на Кавказе мы видим параллелизм генетики и лингвистики, а в случае со славянами он только частичный».

Комментарий.Славянская/неславянская генетика Шрёдингера. Славяне ( и неславяне) то---генетика, то---только лингвистическое понятие.

Могло ли быть подобное, описанное Балановским? Теоретически--да. Если бы «глазурь» была сильнее «пирога» хоть в каком-нибудь смысле, была привлекательна и престижна. Ранние источники, 6 в., упоминающие о славянах , а именно «Гетика» Иордана, «Война с готами» Прокопия Кесарийского и «Стратегикон« императора Маврикия, рисуют очень отсталое племя (племена), имеющее плохое оружие, не умеющее сражаться на открытой местности, живущее в жалких хижинах. Первая достоверно славянская археологическая культура, Пражско-Корчакская, подтверждает эти сведения, демонстрируя, в частности, грубую лепную керамику, без гончарного круга, без орнамента.

При таком положении были возможны варианты развития событий

1»Глазурь» пытается поселиться/завоевать »пирог«. Последний даёт отпор---»глазурь«-то совсем тонкая

2»Пирог« поглощает »глазурь«. Последняя растворяется в первом без остатка, по той же причине своей »тонкости«.

3»Глазурь« всё-таки передаёт »пирогу« свой язык. Но последний усваивает его в очень сильно искажённом виде, с очень мощным субстратным влиянием во всём--в лексике, фонетике, грамматике. По причине снова же тонкости той »глазури«. При этом вариант »»глазурь« передаёт язык »пирогу« и от языка последнего почти ничего не остаётся» (как было и есть в реальности) полностью исключается. (см предыдущий пост, Бернштейн о прагерманском и праславянском языках).

Реальная история прекрасно даёт ответ на вопрос почему славяне распространились с территорий своей небольшой прародины. Причина---великое переселение народов, когда воинственные соседние племена, прежде всего германские,хотя и не только, ушли на запад и на юг, на территории Римской империи и плотность заселённости Центральной и Восточной Европы резко уменьшилась. Впрочем, часть славян тоже вскоре ломанулась туде же, в Евросоюз.

Балановский любил кивать на Венгрию, как там немногочисленный народ покорил и ассимилировал множество немадьяр. Но у венгров было то, о чём я написал выше---успешность проекта, привлекательность. Процветающее Венгерское королевство, по крайней мере до 16 века, до османского завоевания, это факт. У ранних славян ничего такого история не знает. Всё такое у них появится несколько позднее.

Приведу в завершение слова А.Гильфердинга о венграх из его статьи «Венгрия и славяне». (Много букв, но чтобы было ясна некорректность сравнения).

«Этот народ одарен был удивительным инстинктом само-

сохранения. Инстинкт самосохранения составляет, так сказать,

существенную черту всей прежней истории мадьяр, и особен-

но поразителен он в начале их европейской жизни. Судьба как

бы нарочно наделила мадьяр в такой удивительной степени

этим инстинктом сообразно с необыкновенной опасностью их

положения в Европе, дабы могла устоять эта живая стена лю-

дей, разделявшая надвое западнославянский мир.

Из всех завоевателей уральского племени одни мадьяры

с самого начала умели воздержаться от главной причины, ко-

торая увлекла к скорому падению орды Аттилы и Баяна, Алп-

арслана и Малек-шаха, Чингисхана и Тамерлана11 и участвова-

ла в быстром ослаблении Османлиев: мадьяры не прельстились

подчинением себе огромного пространства земель, огромного

количества народов. Они тотчас же и, как видно, совершенно

добровольно и сознательно ограничили пространство, кото-

рым хотели владеть, естественными пределами страны, где

они поселились и где получили действительный перевес над

всеми другими народностями...

В порыве воинственной ярости, сопровождав-

шей приобретение нового отечества, мадьяры стали делать

опустошительные набеги на окрестные земли — в Германию,

Италию и греческие области; но эти набеги имели единствен-

ной целью поживиться добычей и показать свою удаль. Нет

следа, чтобы какой-либо из этих набегов был внушен мыслью

о завоевании, об утверждении мадьярского господства за Кар-

патами и южнее Дуная и Савы. Ни в одном из этих набегов не

участвовал сам государь мадьярский; это были частные пред-

приятия некоторых старшин для стяжания богатства и славы.

Но эти набеги скоро прекращены были, как только Германия

собралась с силами для их отражения, и венгры избегли, та-

ким образом, мести со стороны Западной Европы. Едва кон-

чилась эпоха набегов, обусловленная избытком воинственных

сил, как главною заботою преемников Арпада сделалось рас-

пространение и утверждение христианства между мадьярами.

Этим только мадьярский народ мог вступить в европейскую

семью.Распространением христианства ознаменовал себя в

особенности четвертый преемник Арпада, св. Стефан, кото-

рого народное предание именует творцом Венгрии и за кото-

рым история должна признать это название. Его учреждениям

мадьярский народ обязан своим сохранением...

Если мы <�сообразим> положение мадьяр — чужого пле-

мени, насильно захватившего земли среди европейских наро-

дов и подвергнутого опасности быть поглощенным ими либо

изгнанным и истребленным, то мы увидим, что, кроме при-

нятия христианства, мадьярам нужен был такой государствен-

ный порядок, который, с одной стороны, не заключал бы в себе

излишней сосредоточенной власти, а с другой — не отстранял

бы единства в правительстве; что следовало, с одной стороны,

оставить за мадьярами-завоевателями некоторые преимуще-

ства, а с другой — дать подчиненным племенам такие пра-

ва, которые вызвали бы в них участие к сохранению порядка

вещей, созданного мадьярским завоеванием. Как отсутствие

правительственного единства было бы очевидной гибелью

для мадьяр, так была бы гибельна для них деспотическая цен-

трализация, которая поставила бы в зависимость от личных

дарований правителя судьбу такого шаткого здания, каким

бывает всегда государство, основанное на завоевании: собы-

тия, разыгравшиеся в тех же местах после смерти Аттилы и

Баяна, доказывают это, не говоря о других примерах. Некото-

рые преимущества мадьяры должны были оставить за собою,

чтобы их потомки не имели охоты перерождаться в славян или

валахов; но нужно было предотвратить угнетение славянской

и румынской народности мадьярскою, чтобы не дать им повода

восстать и призвать против мадьяр своих соплеменников с се-

вера, юга и востока...

He вдаваясь в подробности ее, мы укажем толь-

ко на то, что конституция св. Стефана совмещала в себе все

условия, бывшие необходимыми для сохранения мадьярской

народности в завоеванном ею крае. Королевская власть была

довольно сильна; но стране, разделенной на комитаты, предо-

ставлялось полное местное самоуправление; сейм, в котором

могли участвовать все дворяне или свободные люди (это было

одно и то же: древнее дворянство мадьярское, по своей много-

численности и политическому значению, соответствует шлях-

те, развившейся потом в Польше), — сейм решал законодатель-

ные вопросы и другие важные дела, общие для всей страны;

в каждом комитате созывался сеймик или конгрегация, пред-

ставлявшая в малом виде подобие общего сейма. Замечательно

сходство всего этого государственного порядка с древним по-

литическим устройством западных славянских народов. Они

также делились первоначально на жупы, совершенное подо-

бие венгерских комитатов, имевших каждый, как и славянские

жупы, укрепленное средоточие, где собирался народ в случае

неприятельского нашествия, где производился торг, находился

суд и жил начальник комитата, ишпан (слово, очевидно, пере-

деланное из славянского жупан). Сходки в славянских жупах

и общий сейм в главном городе земли представляют такое же

сходство между древним устройством западных славян и мадьяр. Весьма вероятно, или, лучше сказать, несомненно, что

государственный порядок Венгрии сложился наподобие того

порядка, в котором мадьяры застали туземных славян при во-

дворении своем между ними. Но устройство жуп с их сходками

у западных славян подверглось повсюду скорому разложению

под влиянием многих посторонних стихий; а у мадьяр, созна-

тельно принятое законодателем за основу всего политического

бытия страны, оно утвердилось незыблемо и устояло доныне...

Мы сказали, что политические права (участие в сеймах

и сеймиках и другие преимущества, о которых мы не распро-

страняемся) принадлежали дворянству и что дворянами были

в Венгрии все свободные люди15. Они не платили податей; они

обязаны были идти на войну по призыву короля. Первоначаль-

но этот господствующий класс составляли завоеватели — ма-

дьяры; туземцы были обращены в низшее сословие, лишен-

ное политических прав и жившее большею частью в качестве

крепостных людей на землях, которые мадьяры распределили

между собою при завоевании. Но мадьяры умели избегнуть ис-

ключительности; они не поставили резкой грани между собою

и побежденными народами. Мадьярская терпимость относи-тельно других народов упрочила завоевательное государство

Арпадово и спасла мадьяр. Терпимость эта проявлялась двоя-

ким образом. С одной стороны, мадьяры не только не берегли

своих прав исключительно для себя, но охотно делились ими

со всеми единоплеменными кочевниками, которые подходили

к их границам. Единоплеменников они тотчас принимали как

равноправных братьев и отводили им жилища в своих степях.

Эти пришельцы, естественно, теряли скоро свои особенности

среди родственных мадьяр и органически сливались с ними.

Прием пришлых кочевых племен в общество мадьяр начина-

ется на первом шагу их в Европе...

«И соседние народы, — прибавляет мадьярский ле-

тописец, — слыша о делах венгров, стекались к князю Арпаду

и, добровольно покоряясь, служили ему с великим рвением, а

многие сделались у него домашними гостями». Скоро славяне

и румыны стали приниматься в ряды свободных людей или

дворян, а с другой стороны, многие из мадьяр вследствие раз-

ных обстоятельств, переходили в разряд крепостных. Уже вовремя св. Стефана в Венгрии, можно полагать, не все дворян-

ство состояло из мадьяр, и не все туземные жители, славяне

и румыны, лишены были политических прав. Право местного

самоуправления получили, по конституции св. Стефана, оди-

наково комитаты чисто мадьярские и комитаты, в которых

жили почти исключительно славяне и где, по всей вероятно-

сти, само дворянство было более или менее славянское. Та-

ким образом, конституция св. Стефана сделалась дорогою не

только мадьярам, но и славянам, как хранительница общих

прав и вольностей. Венгерские славяне стали сами с ревно-

стью поддерживать устав, на котором держалось все госу-

дарственное здание, воздвигнутое мадьярами в завоеванной

славянской земле. Св. Стефан в своей конституции прибавил

еще одно важное примирительное начало: вместе с христиан-

ством, принятым из Рима, он ввел латинский язык в Венгрии,

не только как язык церкви, но как язык правительственный и

административный. Латинский язык, употребление которого

в средние века принесло другим странам Западной Европы

огромный вред, задержав развитие народной образованности

и заглушив много живых народных сил, оказал, напротив, ма-

дьярам неисчислимую пользу; можно сказать, что латинский

язык, вместе с конституцией св. Стефана, спас мадьяр от на-

родной борьбы с славянами и с тем вместе от гибели. Язык

нейтральный, он предупреждал столкновение обеих народно-

стей в делах общественных и правительственных и ограничи-

вал как мадьярский язык, так и славянский областью частной

жизни, где оба могли существовать безобидно друг для дру-

га. Латинский язык был такой жизненной потребностью для

Венгрии, что он укоренился там, как нигде в другом месте,

и с самого начала сделался не только языком государствен-

ных актов, но языком устных прений на сеймах и сеймиках

и в судах, языком всех официальных сношений. Всякий жи-

тель Венгрии, к какой бы он народности ни принадлежал, вы-

учивался говорить <�по-латыни>, коль скоро хотел принимать

участие в общественных делах...

Через сто лет после основания конституции св. Стефана

Венгрия приобрела целое славянское государство, простирав-

шееся от Дравы до Адриатического моря. Нет сомнения, что

дружелюбные отношения, в которые мадьяры умели поставить

себя к завоеванным ими славянам, и преимущества конститу-

ции св. Стефана были главной причиной того, что хорватский

народ, когда прекратилась его древняя династия, доброволь-

но согласился призвать на свой престол род Арпада. Венгрия

признала за хорватами полную независимость внутреннего

самоуправления; между Венгрией и Хорватией установлена

была только политическая связь в лице короля и тех депута-

тов, которых хорватский сейм отправлял на сейм венгерский

представителями интересов Хорватии. Руководствуясь своей

мудрой политикой относительно славян, мадьяры не только

подписали эти условия, но — надобно сказать к их чести —

свято хранили их во все продолжение своего самостоятельного

существования. Зато и хорваты грудью стояли за Венгрию...«

 

При этом мадьяризация немадьяр была длительным процессом. Ещё двести лет назад предки многих из нынешних венгров говорили по-славянски, по-румынски или по-немецки.

Оставить комментарий

Популярные посты:
nasedkin">nasedkin
nasedkin Про материализацию мыслей
Архив записей в блогах:
Donetsk Int'l Airport Terminal by Matthew Schroyer on Sketchfab «Вести» пообщались с выжившим киборгом Под завалами некогда самой горячей точки АТО, - Донецком аэропорту (ДАП), - остается более ста погибших и тяжело раненных украинских военных. После того, как боевики по ...
Прочитал сегодня на Daily Mail , что израильская авиакомпания Эль-Аль ошиблась в забивании тарифов в базу данных и за ночь более 4 000 (четырех тысяч) человек успели купить билеты в Нью-Йорк за 300-400 долларов в обе стороны. Что сказать? Прикольно, жаль, что ...
К слову о том, что такое провинциальные комплексы в бывших советских республиках. Румыния отказалась от участия в Евровидении. Официальное основание: у нее на такую хрень денег нет. Молдавия от участия в Евровидении отказываться не собирается. У нее на такую хрень деньги есть. * При ...
Продолжаем наше расследование по району Перово. Все началось вот с этой площадки по адресу ш. Энтузиастов д.50, когда нам с Владиславом Нагановым не удалось найти прорезиненного покрытия . Затем нам удалось найти акт выполненных работ на этот двор, а по акту на лицо факт ...
="900" /> Интересный вопрос: что для вас важнее в предприятии общепита – обстановка или еда? Вроде как в первую очередь приходит ответ – еда, но когда задумаешься… Я посетила однажды пирожковую в Питере, где пекут потрясающе вкусные пироги, но обстановка… Столики маленькие, ...