Без названия
chukcheev — 01.05.2025
Стенли Кубрикв своём замечательном фильме «Лолита» даёт своей аудитории суровый, но очень полезный урок. Суть этого урока, говоря вкратце, передаётся известной поговоркой «По одёжке протягивай ножки», но, поданная на оригинальном материале, приобретает весомую и неожиданную убедительность.
В чём изначальная ошибка главного героя, которая приводит его с неизбежностью к печальной развязке? В том, что Гумберт Гумберт пытается прыгнуть выше головы, схватив то, что принадлежать ему никак не может.
И действительно, Кубрик с невероятной настойчивостью показывает, что Гумберт Гумберт (в исполнении британца Джеймса Мейсона, мужчины незаурядного, но лишённого голливудского и вообще американского блеска) пользуется просто-таки фантастической популярностью у зрелых, духовно богатых женщин с серьёзными культурными запросами.
На это контингенте ему бы и следовало остановиться, приятно устроившись в своей новой жизни, но главному герою непременно хочется зачерпнуть того, что слаще мёда. Разумеется, за эту попытку приходится расплачиваться.
И хотя Гумберт не отвечает за своё порыв ни перед американским правосудием, которое не успевает обнаружить порочную связь между отчимом и несовершеннолетней падчерицей, ни перед собственной совестью: влечение Гумберта к Лолите – это не похоть стареющего европейца, которому срочно нужна кровь Нового Света, но великая любовь, всё оправдывающая и всё прощающая, – пеня наложена и взыскана.
Стоит отметить, что у Кубрика не брутальный, бессильный совладать с собой Гумберт насилует невинную Лолиту, но сама Лолита, уверенно и ловко, соблазняет Гумберта, который, пусть это и согласуется с его планами, становится лишь пешкой в партии между матерью и дочерью.
Лолита, которая знает, какие чувства испытывает её дорогая, нежно ненавидимая мамочка к их бывшему жильцу, сознательно и с удовольствием перехватывает «ейного хахаля», наглядно доказывая, какая из двух женщин в их семье действительно винер, а какая лузер.
После этого Гумберт перестаёт быть для Лолиты интересным, перемещаясь в тот разряд, в котором он находился до того, как Лолита обнаружила, что её мать к нему неровно дышит – в разряд возрастных душнил.
Ослеплённый искренней страстью, Гумберт этого не чувствует, усугубляя свою ошибку неверным распределением ролей в их союзе. Гумберт, вместо того чтобы превратить Лолиту в зачуханную бытом служанку, сам берёт на себя обязанности по хозяйству, оказываясь функционально реинкарнацией матери – со всем тем негативом, который эта фигура не может не вызывать у молодой бунтующей Лолиты.
А от дорогой мамочки следует бежать со всех ног, что Лолита и делает, увлёкшись, на фоне добродетельного, ответственного, дисциплинированного, но потому невыносимо скучного Гумберта, ярким и артистическим подонком Куильти, который подонок не потому, что успешный драматург, а потому, что готовит Лолите неверную и стремительную карьеру порноактрисы.
Конец, конечно же, немного предсказуем. Надышавшись воздухом свободы по самое не балуйся, Лолита вспоминает про свою «вторую маму», и потому, «dear Dad», дай денег, а то у нас столько долгов, что мы не можем на Аляску уехать – для мощного старта в бескрайних снежных пустынях.
Лолита деньги, которые, столь щедро и столь неосмотрительно, протягивает Гумберт, берёт, но бежать с ним и с будущим малышом в покойное завтра отказывается. Гумберт сломлен её отказом, но сломлен исключительно по собственному простодушию: надо всего лишь недолго подождать, пока Лолите осточертеет её положительный, покорный и простоватый, муж, и уже потом манить в даль светлую.
Впрочем, всё это – лишь детали, уточняющие, но не отменяющие главный посыл Стенли Кубрика, посыл, который придаёт его фильму поучительное и социально значимое измерение: прежде, чем отправиться на путь порока, пойми, кто ты – блистательный Куильти, к которому мотыльками слетаются истомившиеся по приключениям барышни, или нудноватый Гумберт, остающийся, несмотря на влечение к нимфтекам и знание французского, рядовым филистером.
Если ответ «Гумберт», то не стоит и пытаться: наскоро поиграются и тут же бросят, нимфетки – безжалостнее детей.
|
|
</> |
Тихий и чистый город: как EV-революция изменит улицы, парковки и энергосистему
Как я ходила на новогоднюю экскурсию под дождем
Почему Times New Roman плохой шрифт
Эфемерное ощущение
ЧГК по вторникам
Послание на неделю
Тайны ночной ловли леща: стратегия и тактика подледной рыбалки в темное время
Айседора Дункан – танцовщица будущего в редких фотографиях
Цитата дня

