Без названия


Прежде, чем процитировать книгу восемнадцатого века "История города Соли Вычегоцкой" Алексея Ивановича Соскина, скажу несколько вводных слов. Время действия - вторая половина шестнадцатого века. Место действия - город Сольвычегодск, стоящий на берегу реки Вычегды. Вокруг дикие, дремучие леса и болота. Все население Сольвычегодска уместилось бы в одном многоквартирном доме. Летняя ярмарка, называемая Прокопьевской в честь местночтимого юродивого Прокопия Устюжского.
"Прокопьевская летняя ярмарка, хоть и не могла похвастаться большими оборотами по сравнению с осенней, Введенской, была ярмаркой найма рабочей силы для уборки урожая и ярмаркой невест. Тут лучше не пересказывать своими словами первоисточники, а процитировать Алексея Ивановича Соскина, который в восемнадцатом веке описал обычай, которому к тому времени исполнилось более двухсот лет: «При всем том объясняю я бывшую на Прокопьевской ярмонке редкость следующую. Приезжают в то время крестьянские дочери, девки, для избрания себе женихов и выхода замуж, который обряд состоит в таковой церемонии. Как те невесты приплывают по Вычегде в лодках и квартируют более на берегу с родственники и знакомцами своими при тех лодках у продажи своих продуктов. Хотящии ж видети их женихи приходят к тем невестам и смотрят их. И естли покажется или пондравится, тогда желания от невест спрашивают, также и о приданном. И буде стыдливые невесты сами сказывать не хотят, тогда ответствуют вместо их находящиеся при них родственники и знакомцы. И когда согласное условие положат, тогда в церкви обыкновенно и венчаются. А в противном случае, естли никто их не возьмет, или сами по себе не изберут, тогда отъезжают обратно восвояси со своим изготовленным приданным. Сие бракосочетание происходит не з гражданами, а с бедными поселянами. Но в том бракосочетании примечательно бывает между ими щастие такое, что из тех вольных невест ленивых и распутных весьма мало случается, а большею частию к домашней и крестьянской экономии бывают они радетельны и трудолюбивы. Сей опыт можно сравнивать с базаром Константинопольским, на котором для продажи и бракосочетания жен и девиц-невольниц находится много, на котором подобно сему, кто какую хочет избирает».
Через сто с лишним лет другой сольвычегодский краевед, Федор Протопопов, писал о том же самом старинном обычае: «Изстари здесь водится, что на Прокопьевскую ярмарку сюда приезжают по Вычегде, даже от границ Яренских, из разных деревень девки, называемо приплавухи, выходить замуж. <�…> На сих девках женятся бедные поселяне и господские люди, а граждане их не берут.; потому, что те девки приежжают в город тогда не столько по обычаю, сколько по бедности, не зная чем пропитать себя, и чрез то находят честным манером себе хлеб насущный».
Яренский уезд был северо-восточным соседом Сольвычегодского уезда, но в тех местах расстояния таковы, что невестам приходилось плыть вниз по Вычегде из дому до Сольвычегодска почти двести километров, а девушкам-зырянкам, приплывавшим из села Усть-Выми, которое еще выше на девяносто километров по течению, и все триста. Хорошо, если тебя возьмут замуж и не придется возвращаться, а если нет – плыви еще триста километров вверх по реке, против течения, утирая горючие слезы или нанимайся сено косить или убирать урожай в деревни Сольвычегодского уезда. Таких девушек называли «казачихами».
|
</> |