Без названия
megumi_ikeda — 11.10.2024 Все-таки прям не отпускает меня впечатление от "Человека, который принял жену за шляпу" Оливера Сакса. И дело не в необычности описываемых случаев, хотя, конечно, история Мадлены, шестидесятилетней женщины с тяжелейшим ДЦП, слепой от рождения, всю жизнь прожившей на попечении родных, которые делали за нее все, и в шестьдесят лет научившейся пользоваться руками - буквально - меня поразила. Как пишет Сакс, из-за того, что родные восприняли инвалидность Мадлены как нечто фатальное и в своей заботе совершенно исключили для нее нужду пытаться что-то добыть самой, у нее, и без того ограниченной в движениях, не возникло необходимости хоть как-то налаживать контакт со своими конечностями. Невзирая на то, что ее руки сохраняли чувствительность, она не научилась даже интерпретировать осязательные сигналы, которые поступали от ее ладоней. В отличие от большинства слепых от рождения людей, Мадлена не умела "видеть" пальцами, но научилась, когда ей задали эту задачку, и научилась так хорошо, что освоила скульптурную лепку (вспоминать каждый раз, когда думаешь, что тебе уже поздно научиться чему-либо!). Или вот некий Стивен, в результате, гм, злоупотребления некоторыми неподходящими веществами на какое-то время обретший совершенно собачье, дивно яркое и образное восприятие запахов, по которому он потом тосковал, даже уже совершенно излечившись и не имея никакого желания снова попадать в объятия зависимости!Но дело, повторюсь, не просто в собрании удивительных кейсов, а, вероятно, в том, что это всё истории про параллельные миры и даже вселенные, которые скрываются в черепной коробке каждого человека, и Сакс это прям неоднократно подчеркивает. Каждый сам себе Большой Взрыв и Вселенная, и картину реальности каждый отстраивает исключительно на собственном материале, причем умвельты двух с виду очень похожих людей могут различаться радикально. Иногда эта внутренняя вселенная становится настоящим необитаемым островом, на котором в полнейшей изоляции живет Робинзоном чье-то "я"... и Сакс видит свою задачу в построении хоть какого мостика к этому изгнаннику, ну или хоть отправке послания в бутылке... Удается, прям скажем, когда как, и тут особо примечательно то, что когда у человека сохраняется страдание по утрате, чувство беспокойства от своего положения, то "докричаться" до него еще возможно. Самые безнадежные больные в историях Сакса как раз не страдают и даже веселы и беспечны... и уже нет крючка, за который их можно подцепить. Тоже есть над чем подумать.
И чтоб два раза не вставать - посмотрела тут длинный и небезынтересный подкаст про то, как менялось восприятие цвета человнком на протяжении истории. Тоже изумительно, как очевидные вещи из разряда "ну мы же все видим это!" оказываются вовсе даже и не очевидными. Здесь, если кому интересно, -
https://youtu.be/hPyi-EnO_Dw?si=8gJbCj7aXNh9A9dr
|
</> |