Без названия
kirovtanin — 23.07.2024 Розанов: "Россия – уже не совсем Европа, или – чуть-чуть переставив слова – совсем не Европа. «Изящных выгибов» не отыщешь. Велика, пространна: с явным переходом «в Азию»… Реки большие, могучие. Но вот, неуклюжесть: самая большая и «нужная» река течет во внутреннее озеро-море, по берегам коего или никто не живет, или живут какие то «иомуды» … Или еще нелепость: наиболее длинная береговая линия и все-таки несколько расчлененная – на полгода скрывается непролазным и непрорубным льдом. «Черт знает что такое? И в особенности: Черт знает, почему это и зачем?»И история русская, читать ли ее по Ключевскому, думать ли о ней «от себя» или просто приглядываться к ней, как на выставке к картине, дает точь-в-точь это же впечатление, разрешающееся в вопросе: «Я совершенно не понимаю, для чего это происходит, и что тут нарисовано, и кому это надо.
Даже «история Аравии», как то цельнее и яснее «русской истории», как и Аравийский полуостров есть «сама ясность» сравнительно с безбрежной и безбереговой Россией, которая буквально «ни туда, ни сюда» и «ни то, ни се». Но слушайте дальше, и вы совершенно заинтересуетесь: «бестолковость» сама по себе совершенно неинтересна, между тем Россия в высшей степени интересна.
История и география наша есть «сама неуклюжесть», но с каким то странным «привкусом», который мешает «махнуть рукой» на эту нескладуху, и безобразие, и бессмыслицу и, в конце концов, страшно к ней привязывает и ею заинтересовывает.
Приходилось ли кому ни будь – ну, Галилею, Гусу, Кромвелю, Франклину – на ум: взять и отрезать мало-помалу у всего человечества те органы, из которых рождается, действительно, много «греха», рождается сладость, «соблазн» и «прилепение к миру», дабы убить грех в корне, убить Медузу греха. Согласитесь сами, что эта мысль Кондратия Селиванова так же отличается от «обыкновенной европейской мысли» как гашиш от крапивы. Тут, именно, Индией пахнет, которая знает свои чудовищные и страшные мысли. Ведь буддизм с нирваной, ведь факиры и йоги, во всяком случае, Селиванову ближе или Селиванов к ним ближе чем что-нибудь «изящное и умное» у Галилея или Франклина".
----------
В третий раз посмотрел сериал "Идиотъ" Бортко 2003 года. На первый взгляд все основные герои сумасшедшие - Настасья Филипповна, Рогожин, Аглая, сам Мышкин. И много "чудиков" - генерал Иволгин, Лебедев, Келлер, Фердыщенко, генеральша... Но приглядишься - ничего особенно, у всех есть оправдание, просто густо собраны и скандалят. Как "тип" они даже неинтересны - или я просто привык к окружающим "факирам и йогам"? если не прямо таким, то очень похожим? И зря Набоков возмущался...
|
</> |