Без названия
elfiyahu — 20.07.2024
Хммм…
Как сделать хреновые фэнтези-расы?
1. Перекрывающиеся повествовательные функции.
Если при взгляде на сеттинг встаёт вопрос “а чем существа Х
отличаются от существ У” - что-то здесь не так. Если раса
существует исключительно для того, чтобы продемонстрировать что в
этом сеттинге дохрена рас - здесь что-то совсем не так. Если
пересечение рас в общей “экологической нише” не несут никакой
сюжетной нагрузки - всё окончательно не так. Если роль смешных
тупарей или мудрых предтечей играет одна раса - это работает. Если
этим занимается десяток рас - это вызывает логичный вопрос: “Зачем,
а главное нахрена”? И нет, чисто визуальные различия не канают.
Если нет ярко выраженного колорита из менталитета, культуры и вот
этого вот всего - тут всё совсем уж тотально не так.
Впрочем, про анатомию и прочий визуал - ниже.
2. Кто ты не?
Очень, очень хреново работает построение расы не через наличие
общих признаков, а за счёт отсутствия признака, определяющего
другую расу. Нет, единая раса недесятипалых, включающая трёхпалых,
семипалых и тысячипалых - это, может быть, хорошая фракция изгоев
местного ксенофобного общества, но очень хреновая раса.
3. Кривая химерность
Человеческое мышление априори работает на аналогиях, и любое
незнакомом существе он всё равно увидит как совокупность черт уже
знакомых существ. А уж при придумывании нового существа - тем
более. Но таки есть разница между аналогиями и монстрами
франкенштейна. “Схожие черты” не равно “куски разных существ,
сшитых не претерпев никаких изменений”.
Ах да, химерность в мифологии народов мира работала ещё и потому,
что создавала, сцуко, нарратив. Пегас выглядит хоть как-то
убедительно не потому что сшивание кусков птицы и млекопитающего
это эффектно, а потому что в совокупности черты лошади и птицы =
нарратив великой скорости, который считывается без объяснений,
мантикора - не менее чёткий нарратив совокупных опасностей пустыни,
а та самая химера - именно тот самый нарратив совмещения
несовместимого. Если химеризм не даёт нарративного эффекта - то с
ним таки что-то не так.
4. Кривой анимализм
Присобачивание гуманоидам звериных черт… оу, отдельная боль. Для
начала - см. пункт 1. Сеттинг, где гуманоиды с козлиными рогами и
копытами с равным успехом могут быть тифлингами и прочими аццкими
сотонами, козлами-оборотнями в промежуточной форме, фавнами ака
духи природы, колдовскими мутантами и древней дочеловеческой
цивилизацией мемемемков - это сеттинг, у которого большие проблемы
с визуалом. А если нет ярко выраженных черт менталитета, культуры и
просто быта, которые не просто отличают человекокозлов от просто
человеков, а продиктованы их козлиной стороной вопроса - то не
только с визуалом.
5. Несовместимость с другими фантастическими допущениями.
Если в фэнтези-мире где есть нежить на каждого хуманса приходится
по десятку прочих рас, но при этом в армиях некромантов маршируют
исключительно человеческие костяки - тут одно из двух: либо есть
очень чёткая причина почему оно так, либо кто-то долбодятел.
Если в фэнтези-мире где есть оборотни на каждого хуманса приходится
по десятку прочих рас, но при этом обрастают шерстью и воют на луну
- тут одно из двух: либо есть очень чёткая причина почему оно так,
либо кто-то долбодятел.
Если в фэнтези-мире где есть боги и демоны на каждого хуманса
приходится по десятку прочих рас, но при этом весь пантеон выглядит
абсолютно человекообразно либо есть очень чёткая причина почему оно
так, либо кто-то долбодятел.
Если в фэнтези-мире где есть демоны на каждого хуманса приходится
по десятку прочих рас, но при этом все аццкие сотны воплощают
исключительно человеческие страхи, а для гигантских разумных
орко-некро-арахнидов выглядят мило и трогательно - тут одно из
двух: либо есть очень чёткая причина почему оно так, либо кто-то
долбодятел.
6. Расизм и индвидуализм
Если в тему введена вообще тема рас как таковых - история априори
становится не только историей персонажей-индвидов, но и историей их
рас. И как бы расистски это бы не звучало - эти истории нихрена не
расскажешь, не работая с темой что эти расы не одинаковые - как не
расскажешь историю про персонажей-индивидов, не работая с
различиями между ними. Попытка работать с расами без определённой
доли расизма - занятие абсолютно бессмысленное, по крайней мере
если вы это не делаете в качестве дзен-буддистской практики. И если
вы не готовы жертвовать частью индивидуальности
персонажей-индивидов ради создания персонажей рас - пожалейте
старика оккама, и не плодите лишних сущностей без надобности.
Как-то так котаны. На этом пока всё.
Все реакции:
9Constantine Muhin, Vadim Ingwall Baranovsky и ещё
7