Без названия
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![](/images/main/-7be641.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/d_clarence/75933352/678722/678722_800.jpg)
Изучение сложных и масштабных процессов и явлений требует огромного количества смежных и неочевидных дилетанту знаний. Отсюда известный парадокс: "чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю".
Вот Алексей Исаев рассуждает о химических составляющих порохов - что крайне важно для понимания логики Второй мировой войны. Дробышевскому, чтобы объяснить датировку найденных костей, требуется привлекать огромный пласт геологической и биологической науки с поправкой на географический и климатический фактор. Археологи прекрасно разбираются, например, в вулканах. И т.д. и т.п.
Моя тема - голод. Вот для понимания логики голода 1921-23 гг. критически важной оказывается тема сцепки железнодорожных вагонов.
Тогда сцепка производилась только вручную и требовала усилия в 21 килограмм. Можно элементарно посчитать, сколько требовалось приложить усилий, чтобы сцепить эшелон вагонов в 50-60. Поэтому сцепщики работали бригадами. Работа была тяжелой и травмоопасной.
Вагоны сцепляют на сортировочных и узловых станциях. При этом каждая железная дорога (а их в стране тогда и сейчас несколько) очень не любит передавать другой свои вагоны - они страшный дефицит, так как большей частью побиты еще в ПМВ и Гражданскую. При этом большинство вагонов ездят кое-как отремонтированными и часто ломаются. Поэтому перегрузка и сцепка новых вагонов производятся часто.
Держать на каждой станции бригаду сцепщиков - очень проблематично, особенно на территории Голода. Сцепщика надо хорошо кормить, иначе он не справится с работой. Еду сцепщикам возят по той же железной дороге. теми же разбитыми и тихоходными поездами. Поэтому сцепщиков надо держать в каких-то крупных железнодорожных центрах, типа Самары или Казани, куда достаточно регулярно прибывает продовольствие, чтоб они сцепляли вагоны с этим самым продовольствием.
Вокзалы больших городов - это зловонные муравейники беженцев, разносящих всякую заразу. При этом сцепщики постоянно имеют дело с непродезинфицированными вагонами - эпидемии выносят их, как и прочих железнодорожников, пачками. Поэтому сцепщики - постоянный дефицит (нужен, повторюсь, сильный и здоровый мужик).
А вагоны часто расцепляются и ломаются в пути. На обычных попутных станциях запасных вагонов нет - надо или чиниться в тупике своими силами, либо все перегружать вручную и утрамбовывать в другие вагоны, а битый вагон оставлять. В итоге на отрезках дорог скапливается большое количество битых вагонов, часто забитых продовольствием, которое еще необходимо охранять. Эти битые вагоны, из-за их общего дефицита, надо собирать, отвозить в ремонт и формировать из них новые эшелоны. А это означает отвлечение и без того дефицитных паровозов и топлива, и нарушение графика движения продовольственных маршрутов.
Вы утонули в головняке? А это только малая толика проблем, лежавших на плечах наркома путей сообщения.
|
</> |