Без названия
mashutka_alfi — 09.08.2022 «У детей, чей запас слов беден, слабое семантическое и синтаксическое развитие имеет последствия для устной речи и письменного языка [45]. Если словарный запас не развивается, частично знакомые слова так и не станут в полной мере знакомыми, а новые грамматические конструкции не будут усваиваться. Свободное опознание слов в значительной степени обеспечивается и словарными, и грамматическими знаниями»«Мы многое знаем о дислексии и терапевтических мерах ее преодоления, но значительно меньше нам известно о более часто встречающихся проблемах детей, так и не достигающих беглости чтения по самым разным причинам, которые практически не поддаются диагностике (плохие условия жизни, маленький словарный запас и обучение, не отвечающее их потребностям). Некоторые из таких детей становятся способными декодирующими читателями, но никогда не достигают быстроты чтения, нужной для того, чтобы хорошо понимать прочитанное.
«Независимо от причин показатель почти в 40 % детей, демонстрирующих более низкие, чем ожидается, результаты, – свидетельство ужасающих потерь человеческого потенциала. Это огромная «черная дыра» образования – серый мир полуграмотных людей, в который попадает все больше и больше наших детей.»
«Сократ сетовал как раз на этот молчаливый аспект письменного слова, которое не может «ответить», ведь декодирование не означает понимание. Даже когда читатель осознает фактическое содержание, цель на этом этапе глубже: улучшение способности понимать различные возможности слова – иронию, метафоры, точку зрения – и «читать между строк». По мере того как навык чтения совершенствуется, знание образного языка и осознание иронии помогает хорошим читателям обнаруживать в тексте новые значения «которые выводят понимание на следующий уровень – за пределы самих слов.»
«Таким образом, на этом долгом этапе развития чтения они переходят от понимания поверхностного смысла текста к исследованию чудесной страны, которая лежит за его пределами. Специалист по чтению Ричард Вакка описывает этот сдвиг как развитие от «беглого декодировщика» к «стратегическому читателю» – «читателю, который знает, как активировать уже имеющееся знание до, во время и после чтения, чтобы решать, что в тексте важно, синтезировать информацию, делать выводы, задавать вопросы и самостоятельно отслеживать и исправлять ошибочное осмысление» [9].
Эта часть путешествия, часто продолжающаяся до совершеннолетия, содержит столько же препятствий, сколько пришлось преодолеть Фродо, Гарри, Джиму и Геку. С самого начала читатели младших классов средней школы должны научиться думать по-новому, и, хотя многие дети готовы к этому, почти так же много тех, кто не готов.»
«Как совершается такой шаг? Известный педагог-психолог Майкл Пресли утверждает, что достижению беглого осмысления помогают прежде всего целенаправленное обучение ребенка учителями основным предметам и собственное желание ребенка читать [10]. В так называемом обоюдном обучении (этот метод предложили Аннемари Палинскар и Анне Браун) учителя целенаправленно помогают ученикам научиться задавать вопросы о том, чего они не понимают, обобщать, определять ключевые моменты, уточнять, а также предугадывать и продумывать, что произойдет дальше [11]. В тех случаях, когда метод применяется успешно, этот вариант сократического диалога на всю жизнь обеспечивает ученика способом извлечения смысла из постоянно усложняющихся текстов.
Желание ребенка читать отражает его погруженность в «жизнь в чтении». Осознание вырастает из всех когнитивных, языковых, эмоциональных, социальных и образовательных факторов во время раннего развития ребенка, и «бо «божественная услада» Пруста в процессе погружения в чтение движет юного читателя вперед. Незабываемая сцена в «Тени ветра» Карлоса Руиса Сафона воплощает эту мысль. Главный герой, молодой человек по имени Даниэль, приобретает первый глубокий опыт «общения» с книгами, когда отец берет его с собой в таинственную библиотеку, чтобы он нашел «личную книгу».
Добро пожаловать на Кладбище Забытых Книг, Даниэль… Каждый корешок, каждая книга из тех, что ты видишь, обладает душой. В ее душе живут души тех, кто книгу писал, тех, кто ее читал и жил ею в своих мечтах. Каждый раз, когда книга попадает в новые руки, каждый раз, когда кто-то пробегает взглядом по ее страницам, ее дух прирастает и становится сильнее »
Отрывок из книги
Пруст и кальмар. Нейробиология чтения
Марианна Вулф
|
</> |