
Без названия

Лучшая из комедий по-итальянски, виденных мною в жизни, особенно если под "комедией" понимать не цирковой гоп-шлеп, а нечто иное. И даже несмотря на заявленную "драму" в почти нарицательном названии (там еще подзаголовок имеется в скобках: "все детали в хронике / tutti i particolari in cronaca — и в нем кроется великолепно придуманный порядок рассказа истории внутри фильма в виде закадрового судебного заседания). Вообще же это скорее трагикомедия, ведь в финале есть внезапный уход, посмертная пробежка в закат и совсем уже нешуточный надрыв. Хотя проигрывается он со всё той же грустной улыбкой и смотрится с открытым ртом. Символично было это увидеть именно теперь, на фоне новостей про Монику.
В 1970-м Этторе Скола, похоже входил в свое золотое десятилетие, которое завершится шедевром "Терраса", здесь он творит, возможно, впервые для себя с максимальной раскованностью, с огромным количеством остроумнейших постановочных приколов. Мне невероятно понравилось, как он смешивает прямую речь и закадровые комментарии из зала суда и ломает все стены внутри сцен — с первой по четвертую включительно. И кажется, теперь все понятнее становится, откуда вышел примерно весь Бертран Блие вместе взятый со всеми этими своими вольностями в обращении со временем, пространством, лицами и склонениями.
Сферическая "драма ревности", вписанная в любовный треугольник "каменщик-цветочница-пиццайоло" (Мастроянни-Витти-Джаннини), поведана с психоделическим азартом рассказчика-кинофила и вкусностями, дозволенными лишь в рамках экранной формы. Наверно, такое и смог бы кто-то описать на страницах книги или поставить в театре, но эффект был бы не тот.
Жаль открывать это для себя так поздно — когда сопричастные тают на глазах (Скола ещё жив, Джаннини вроде бы тоже, а те далече).
"Драма ревности (все детали в хронике)" / Dramma della gelosia (tutti i particolari in cronaca), 1970, реж. Этторе Скола

















|
</> |
