Без названия
sidorenko_vl — 21.11.2021
На Цусиме продолжается стёб над видосиками известного
Ф.Лисицина про русско-японскую войну. В принципе, я не собирался
это смотреть, но когда Ф.Лисицин добрался до Владивостокского
отряда, А.Александров сказал мне что там упоминаются японские
авианосцы: "Как звучит - цепные запасные рули на японских
авианосцах, введенные по опыту русских в РЯВ". Вот тут мне
стало любопытно, что же такое интересное употребляет вовнутрь
Ф.Лисицин, что его так знатно торкает?
Так что я запасся пивом и солёными орешками и посмотрел
последнюю часть.
Ну, что сказать? Собственно видосик это откровенный пересказ
своими словами Егорьева и Несолёного и даже, прости господи,
Пикуля, сдобренный отсебятиной. В общем всё в точности как метко
заметил на Цусиме камрад krysa: "Если у меня есть
Егорьев, то зачем мне рассказы биолога? Если я настолько туп, что
слушаю биолога, то мне в жизни не одолеть Егорьева."
Егорьев у меня есть, и я подтверждаю, что этот видосик для
тупых неспособных одолеть Егорьева ;-) Но меня интересовали
авианосцы.
08:11 - "Он [Камимура] переформировал свой отряд и выслал
эсминцы к Владивостоку. Шестнадцатого - семнадцатого апреля, ночью,
четыре японских эсминца выставили три банки минных заграждений у
Владивостокского порта".
* А ведь, казалось, давно всё описано и можно было бы
прочитать... но это не наш метод.
Эти минные постановки произвели следующие корабли: крейсер
"Такатихо", плавбаза "Никко-мару", истребители "Сиракумо",
"Касуми", "Асасио", "Акацуки" и миноносцы "Хибари" и "Саги".
Прикрывал же постановку 2-й боевой отряд. Т.е. не "Камимура выслал
эсминцы к Владивостоку", а Камимура пошёл к Владивостоку, где
специально назначенные корабли из его эскадры, с заранее
погруженными минами, произвели 3 минные постановки, пока остальные
их прикрывали.
А, да. Ночью ставили мины истребители и миноносцы. "Такатихо",
плавбаза "Никко-мару" работали уже днём. Русские про*бали даже
это.
16:30 - "Прошли соответственно Корейский пролив..."
16:33 - "И в двадцати милях от базы японского флота в
Сасэбо..."
* Ну, это он малость загнул, для вящего драматизьму :-) Пролив
русский отряд не проходил и дальнейшие события происходили в
акватории Гэнкайнада. До Сасэбо там по прямой миль так 60, но
поскольку корабли ходить по суше не умеют, то вкруговую - по воде -
получается раза так в полтора больше.
16:57 - "Транспорт "Идзумо-мару" возвращался порожняком в
Сасэбо..."
* Это не так. Во-первых, не "Идзумо", а "Идзуми-мару", а
во-вторых шёл не в Сасэбо, а в порт Удзина в Сэто Найкай
(Внутреннее Японское море). Ну, и там опять стоны про "всего
двадцать миль до главной базы японского флота" :-)
22:43 - "А так как всё таки происходило дело в двадцати милях
от Сасэбо..."
* Опять эти "двадцать миль" :-)
24:33 - "И захвачена шхуна "Хакуцо-мару". И вот есть книжка
Несолёного ... дело в том, что "Хакуцо-мару" оказалась очень
вкусным призом ... на ней был груз консервов. А так как эти шхуны
снабжали маленькие гарнизоны на Курильских островах, то на одном из
гарнизонов возникли волнения японских солдат из-за нехватки
продовольствия".
* ИЧСХ - нет названия острова, на котором это якобы было
:-)
Сразу вспомнилась совковая литература про войну на море в ВОВ,
когда страницы разных книшек пестрели потопленными "фашистскими
крейсерами" и "фашистскими миноносцами" - ИЧСХ - без названий. А
когда совок накрылся - тут-то и стало ясно почему не было
названий. Попросту не было потопленных крейсеров и миноносцев
противника.
То же и здесь - нет названия острова и фамилии командира
гарнизона - значит ОБС :-)
25:37 - "Дэйли Мейл" и "Таймс" в июне писали "Япония утратила
господство на море". Вот буквально...".
* И с какой гордостью он это произносит :-) Мнение каких-то
ноунеймов-журнашлюхеров :-)
Но последующие события показали, что это не так ;-)
"Потерявшие господство на море" японцы по прежнему удерживали
блокаду Порт-Артура (интересно как - если они "утратили
господство"?).
Крейсерские операции русского флота в остальных акваториях
океана окончились полным пшиком.
И наконец, когда "потерявшие господство на море" японцы, наконец
изловили Владивостокский отряд, пришёл конец всякой активности и
здесь.
29:24 - "... обстреляли город из 47-мм пушек, наконец-то
провели обстрел неприятельской территории..."
* Вообще-то Гэндзан (Вонсан) - это Корея, а не Япония :-)
Я в нём один раз побывал, кстати, - бухта действительно очень
удобная.
И вот, наконец-то, мы дождались про авианосцы.
32:12 - "... его [миноносец] затопили.`Обидно. Корабль
потеряли практически... можно было попытаться сделать руль. Так вот
самое интересное следующее, из этого опыта и нескольких других
вещей это сыграло свою роль в войне на Тихом океане во вторую
Мировую. Японцы проанализировав потерю руля кораблями - включая
случай с миноносцем 204 - по которому они имели всю информацию,
изобрели руль на цепях. Внешний аварийный руль, который надолго
стал визитной карточкой японских авианосцев Второй мировой войны.
Вот этот руль который на цепях специальным образом ставится на
кораблях потерявших рулевое управление и позволяет рулить даже если
тебе оторвали руль американской торпедой. Это японцы взяли русский
опыт Первой то есть русско-японской войны через сорок лет во Вторую
мировую..."
* И этот пассаж оправдал потраченное время! :-)
Во-первых, японцы когда описывают этот аварийный руль они ни
словом ни полсловом не упоминают миноносец 204 и вообще какой-либо
"русский опыт". Да и какой собственно русский опыт? Миноносец
повредил руль и его тупо затопили. При этом и погода была
приемлемая и противник на пятки не наседал. Вот и весь русский
опыт. И что тут заимствовать? :-)
Во-вторых, почему "на цепях"?
Вот этот руль:
Как видим, русским по-белому написано "тросы", а не "цепи"
:-)
И для кого, спрашивается, переводил-старался :-)
В третьих почему именно авианосцев? Этим рулём, как можно
прочитать на этой же странице, снабжались и корабли прочих
классов.В общем, плохо соображает наш Фёдор Лисицин в морских
вопросах. Посмотрел в книгу, а увидел фигу :-)
Дальше смотрел вполглаза и слушал в полуха, но до прорыва
через Цугару досмотрел.
41:59 - А.И. "А ширина, то есть он простреливался
или...?
Ф.Л. - Нет. Наши предполагали что новыми артиллерийскими
орудиями он простреливается. На наше счастье ну, разведданных не
было, артиллерия японцев эффективно пролив не контролировала, там
было большое количество пушек старого образца, включая
дульнозарядные, нарезные там 1870-х годов. Вот... новых орудий
практически не было. Более того, часть среднекалиберных орудий,
сравнительно новых, крупповских, ещё не скорострельных, японцы
сняли с проливов, увидев что русские ходят, только в Японское море,
и передали на вооружение вспомогательных крейсеров".
* Это всё - художественный свист :-) То есть в вопросах
береговой обороны Японии наш Фёдор Лисицын тоже соображает
плохо :-)
На начало войны единственным укреплённым пунктом в проливе
Цугару была крепость Хакодатэ. При этом она имела всего 6 батарей,
вооружённых 28-см гаубицами, 15-см мортирами и 9-см пушками. Вся
эта артиллерия была рассчитана только на оборону собственно
Хакодатэ (чего-либо большего не позволяли ТТХ артсистем).
После начала войны и постановки минного заграждения у Хакодатэ
флот добавил батарею скорострельных 3-дюймовок для его прикрытия.
Всё. Больше ничего не было.
И это не потому, что японцы не понимали или не ожидали, что русские
могут этим проливом воспользоваться:
«В начале января 1904 г. Начальник МГШ в своей директиве
отметил: «Трудно предположить, какую именно тактику изберет русский
флот, но его крейсеры, несомненно, проведут артиллерийские
бомбардировки всех важных пунктов на побережье Японского моря, а
также выйдут через пролив Цугару к Токийскому и Осакскому заливам,
угрожая нашим морским коммуникациям.» (c) А.В.Полутов.
Другое дело, что у них просто не было сил его перекрыть. Так
что ничего оттуда японцы не снимали и никуда не передавали. Потому,
что наличной артиллерии и так было мало (слова "там было большое
количество пушек" - это неправда), не говоря уже о том, что
наличные армейские артсистемы попросту не годились для вооружения
кораблей.
43:38 "И как на ладони видят наблюдатели. Но японская система
связи не сработала в том смысле, что не на всех японских торговых
кораблях были радиопередатчики".
* Можно подумать русские "торгаши" все как один были
оборудованы "радиопередатчиками" :-) Он всё равно, что упрекать
японцев, что у них тогда не было айфонов! :-)))
А вот система связи и оповещения как раз сработала хорошо.
Сообщение о прорыве русских крейсеров было отправлено
незамедлительно, что позволило задержать собиравшиеся выходить суда
в портах. Это сразу сократило число потенциальных жертв и все кого
отряд смог перехватить или шли в Японию или были мелкими
каботажниками, почти во всех случаях не стоивших оказанного им
внимания на задержание и осмотр. О чём он сам и говорит в
дальнейшем. Ну, и к чему это было что мол "японская ситема связи не
сработала"?
Ну, дальше уже было неинтересно. Отсылки к Первой Мировой и
прочая лабуда...
В общем, читайте Егорьева, всяко полезнее, а если вам Фёдор
начнёт рассказавать про японские авианосцы - вообще не слушайте
;-)