Без названия


Каспар Давид Фридрих. Сова в амбразуре готического окна. 1835-1837. ГЭ
Продолжая тему воспоминания невиданного и уже невидимого: внимание к руине и поэтика руины в нашей с вами европейской культуре, конечно, вещь до крайности древняя и чуть не вечная, отнюдь не романтики ее выдумали. И все же именно излюбленная ими руина готического храма всплывает в сознании одной из первых в этом ряду - как знак, как повод для фантазии о некоем ином времени, отдельном от нашего, сохранившемся лишь в останках, которые служат толчком для воображения.
Впрочем, дабы завладеть воображением по-настоящему, она все ж должна быть зримо величественною и загадочною, желательно б еще и в лунном свете. В этом смысле, конечно, вряд ли совершенно провинциального виду городской двор с мусорными контейнерами и парковкою для машин службы судебных приставов, через который мы тесной компанией лингвистов и историков не столь давно выходили ближе к полуночи из маленького новгородского кафе, дабы разбрестись по своим постоялым домам, мог стать пространством для подобных романтических грез. Ан вот.
Я к тому, что раскопки в 38 квартале Новгорода продолжаются, мало-помалу подбираясь к тому месту, где должен бы быть Немецкий двор с его каменной церковью святого Петра. Вот, пишут, уже и каменный фрагмент обрамления окна найден, и угловой элемент черепичной кровли, и плитка пола.



раскапывающий все это П.Г. Гайдуков рассказывает и показывает

сверху вниз темным асфальтом все делит нынешняя Большая Московская улица, слева от нее на зеленом фоне газона - комплекс зданий новгородского Торга: собор Николы, Пятницая церковь и Успение на Торгу; розовым справа от Михайловой улицы - уже исследованные в прошлом году остатки каменной церкви Иоанна Предтечи у Немецкого двора (ее построил в 1359 г. боярин Лазута)
Найденного, конечно, недостаточно для реконструкции готического храма, но воображать и просто грезить уже можно куда как более обоснованно, нежели прежде. Каменная церковь немецких купцов ("Немецкая ропата"), как и церковь святого Олафа на Готском дворе, существовали в Новгороде с весьма давних времен. О многом, связанном с нею, немало написано и в недавней книжке у замечательной Екатерины Ричардовны Сквайрс про Новгородскую скру.
Да и вообще готическая архитектура для облика этого средневекового города вовсе не была чем-то инородным и чуждым: не одни только те, кто ездил за море по торговым делам, видали такое - в самом центре Новгорода на архиепископском дворе с 1433 г. напротив кафедрала, Софийского собора то есть, стояла замечательная Грановитая палата, гордость владыки Евфимия - кирпичная готическая архитектура, вполне себе подходящая для центра приличного североевропейского города, как он нам обычно представляется.

https://www.archaeolog.ru/ru/press/articles/poiski-nemetskogo-dvora-v-velikom-novgorode
|
</> |