Без названия

Думаю. для людей, не заставших в живых тех своих родственников, для которых Вторая мировая война стала частью биографии (а таких сейчас, видимо, большинство), это лишь некое историческое событие, наряду с другими — от татаро-монгольского ига до наполеоновских войн и сталинских репрессий.
Ну а для тех, кто не шибко интересуется историей — как и все эти события, в детали которых он особо не вдается — некий знаковый миф, который может значить то или другое, в зависимости от мировоззрения, да, пожалуй, и каких-то других обстоятельств.
Попытка государственной пропаганды сделать из этого события общенациональный объединяющий миф в принципе не так уж, наверно, плоха, сама по себе. Отталкивают скорей некоторые его черты и нюансы.
А так-то — ну почему бы и нет. Такой всероссийский Пурим, избитое уже сравнение. Недаром в Израиле и 9 мая широко и очень так по-русски зашло, судя. во всяком случае, по ленте.
Впрочем, черт его знает. Думаю, особенность России именно в том, что на этот миф накладывается множество других, в том числе, и вполне реальных нюансов.
Помню, несколько лет назад. когда младший сын учился еще в школе. накануне Дня победы учительница решила подбросить в официоз празднования человечинки личного и попросила каждого рассказать о судьбе своих родственных предков в годы ВОВ. Никто не рвался в бой, так что она начала опрос сама. Первой спросила отличницу Канцерову с первой же парты, рассчитывая, что уж та-то не подведет.
Мой сын оживился, он Канцерову сильно не любил и презирал — именно за ее примерные, послушно-исполнительские отличнические качества — и ждал нового примера прогибательства в свою копилку. Канцерова, однако, как всегда исправно деревянно встав, подобно стойкому оловянному солдатику, без особого рвения скучно ответила своим слегка деревянным голосом: «Мои родственники были сосланы как немцы», закончив таким образом едва начавшийся сеанс личных историй.
Глупая испуганная учительница не нашлась. что ответить, и даже не сообразила, что заканчивать на этой ноте не стоит, а надо бы еще кого спросить. чтоб скрасить впечатление. Что, разумеется, показательно: именно не ответ девочки, который мог бы прозвучать всегда и везде,а реакция учительницы.
Впрочем, этот абзац слегка опровергает первый абзац моего опуса — оказывается, и семейная. так сказать, история может быть посильней государственной, а это вы еще не вызвали к доске тех, чей условный дедушка-предок служил в РОА (а если в Вермахте?))
Хотя, думаю. чем дальше мы от тех событий. тем меньше подобные темы будут играть роль. Как говорится,все стоят, ревмя ревут, и вохровцы, и зэки. И сынок мой по тому ли снежочку провожает вертухаеву дочку. И т.д.
Скорей, думаю, по отношению к Дню победы (8-9мая) играет роль мировоззренческая ориентация.
Для анархиста это символ мировой бойни, на которой одураченные массы отдавали жизни за свое эксплуататорское (сталинское в этой роли особенно показательно) начальство (ничего общего с пацифизмом это не имеет — тот анархист вовсе не против насилия, а предпочел бы, чтоб оно было на то начальство и обращено); для про-советски ориентированного коммуниста — как раз,наоборот, символ мировой классовой борьбы и победы в ней; для антифашиста — победа над самым страшным злом всех времен и народов — фашизмом; для антитоталитариста — «встретились два людоеда»; для либерала-западника — редкая возможность солидаризироваться и воевать на стороне демократического мира против античеловеческой теории и практики нацизма; для патриота — очередная победа русского оружия; для приверженца традиционных представлений о чести, долге и достоинстве — защита своей родины от иноземного захватчика; для задумчивого экзистенциалиста — часть мировой трагедии бытия и одинокого героизма безысходного личного выбора; для погромщика и насильника, которому бог рог не дал, не только никогда в жизни не воевавшего, но и ничего тяжелее своего полового члена в руках не державшего — «можемповторить» и «в берлин за немками» — символ того самого гипотетического погрома и насилия, о котором он мастурбировал, а в реале и хочется и колется и мама не велит.
Ну и т.д. до бесконечности. в реальности, конечно.чаще всего встречаются всевозможные смешанные типы)
Может. ли это стать когда-нибудь основой национального единства ( и нужно ли оно?), особенно, если вынести за скобки этого жлоба с его «можемповториловым»? Или что-то другое?
Черт его знает? А вы как считаете?
|
</> |