Без названия

На этот раз причина, надо заметить, достойная. Недавняя торжественная демонстрация сборки "Стархоппера" - "Звездного Попрыгунчика" - воспламенила давно уже подугасшие споры как канистра трифторида хлора. Огромная (9 метров в диаметре и 39 метров в высоту!) сигарообразная ракета, сверкающая обшивкой из нержавеющей стали, высящаяся на трех трубчатых опорах словно сошла со страниц фантастического романа 1950-ых. А уж скорость - и небрежность - ее сборки, породили яростные споры: да что, в конце концов, хочет нам сказать Илон Маск? Неужели он хочет нас убедить, что это вот сооружение -

- наспех склепанное из стальных листов, полетит в Космос?
Настало время дать пояснение: что же такое "Стархоппер"?
Строго говоря - попросту новая версия вот этого:

Это "Кузнечик" (англ. Grasshopper) - официально, Falcon 9 Reusable Development Vehicles, или F9DEV. Проще говоря, это испытательный прототип для отработки мягкой посадки "на ракетах", использовавшийся при разработке возвращаемых ступеней Falcon 9. Задачей "Кузнечика" было - вполне ожидаемо - приподниматься на небольшую высоту, и затем спускаться с нее, выполняя управляемую посадку на ракетах. Первые прыжки были невысокими - буквально до нескольких метров - затем все выше и выше, до 744 метров.
/cdn.vox-cdn.com/assets/1916727/cowboyspacex.jpg)
Как легко можно видеть, "Кузнечик" был далеко не гладким и вылизанным аппаратом. Неподвижно закрепленные опоры, обнаженные конструкции рамы, да еще и ковбойский манекен сбоку привязан) Однако, все это абсолютно не мешало ему выполнять основную задачу - отрабатывать на практике посадку будущей F9 "на ракетах", выявлять слабые места концепции и недочеты конструкции.
Именно эту же роль играет и "Стархоппер":

Главная его составляющая - это три движка, которые будут использоваться при посадке, и система управления ими. Главная (она же единственная) задача "Стархоппера", это выполнять невысокие подскоки - сначала на метры, затем на десятки метров, наконец, на пару километров - и мягко приземляться на площадку. Тем самым позволяя проверить концепцию и накопить данные для уже "серъезного" "Старшипа":

Например, об оптимальной схеме расположения работающих движков при посадке. "Старшип" будет нести семь движков, но при посадке будут задействованы только три из них. Какие именно? Какое расположение посадочных движков лучше? Этот вопрос предстоит отработать "Стархопперу".
Этим и объясняется "недоделанный" вид "Стархоппера", так смутивший неспециалистов. По сути дела, весь его наружный корпус - вся эта огромная конструкция из нержавеющей стали - это просто наружная оболочка, имитирующая пропорции и формы реального "Старшипа". Сам испытательный аппарат скрыт внутри этого огромного корпуса. Диаметр позволяет - потому наружу, в отличие от "Кузнечика", ничего и не торчит!

И, поскольку нагрузки, которым будет подвергаться эта конструкция, по меркам не то что космонавтики - но даже авиации! - мизерные, отглаживать ее и доводить до совершенства вовсе не нужно. Это можно, разумеется, сделать... но зачем? На результаты испытаний это никак не повлияет, а времени и средств уйдет немало.
Так что ждем дрожи земли под скачками тяжелого "Попрыгунчика") Ведь именно они определят итоговый облик "Старшипа".
|
</> |