Без названия
toomth — 16.06.2015
2 января 1989 года совершил первый полет среднемагистральный
самолет Ту-204. Из-за развала Авиапрома его судьба складывалась
непросто. Несмотря на высокие достоинства самолета, выпущено меньше
сотни этих машин. Однако сейчас отечественные авиалинии начинают
вставать за ним в очередь.
Сильный замах
На первом этапе ОКБ замахнулось на «аэробус» — широкофюзеляжный
самолет с тремя двигателями. Этой схемы придерживались вплоть до
1981 года, перебрав около двадцати вариантов самолетов для решения
различных транспортных задач. Конструкторы создавали макеты ближне-
средне- и дальнемагистральных самолетов, пассажирских,
транспортных, пассажирско-транспортных. Рассматривалась различная
компоновка двухпалубного салона и грузовых отсеков...
Однако в 1981 году было принято решение отказаться от
трехдвигательной схемы. И начали создаваться макеты с двумя
двигателями, подвешенными на пилонах под крылом. Это было большое
новшество для ОКБ Туполева, для которого было стандартом размещать
ТРД в хвостовой части фюзеляжа.
Широк фюзеляж, надо обузить
Именно этот вариант был передан на рассмотрение в Министерство авиационной промышленности СССР на предмет проведения ОКР по теме «Ту-204». Недавно пришедший на пост министра И.С.Силаев, в целом одобрив предложенную модель, ужесточил требования к создаваемому самолету. Также эти ужесточения были адресованы и разрабатывавшемуся в то же время в ОКБ Ильюшина лайнеру Ил-96.
Министерство настаивало на том, что создаваемые в стране средне- и дальнемагистральные самолеты по своему уровню должны соответствовать новым американским самолетам Боинг-757 и Боинг-767, а также европейскому А-300. Требования распространялись не только на пассажировместимость и комфортность перелетов, но и на экономические показатели: низкое потребление топлива и простота эксплуатации. Самолеты также должны были удовлетворять всем международным требованиям гражданской авиации. В частности, и ильюшинцы, и туполевцы должны были существенно снизить уровень шума в своих новых разработках.
Это послужило причиной конфликта между главным конструктором проекта Л.Л.Селяковым и генеральным конструктором ОКБ А.А.Туполевым. Расчеты показывали, что использование широкофюзеляжной схемы не способно обеспечить низкое потребление топлива. Однако Селяков категорически возражал против перехода на обычный фюзеляж 4-метровой ширины, заявляя, что в этом случае будут потеряны основные достоинства замышляемого самолета. Например, невозможно будет в зависимости от сезонного колебания пассажиропотока варьировать соотношение перевозимых пассажиров и грузов.
Переубедить Туполева оказалось невозможно. В итоге Селяков попросил
освободить его от руководства проектированием Ту-204. И в 1986 году
главным конструктором проекта стал Л.А.Лановский. Именно он, по
сути, и сделал в кратчайший срок запущенный в серийное производство
самолет.
Соответствие международным требованиям
Одно из главных достижений, полученных конструкторами Ту-204, – прекрасные аэродинамические качества самолета. Собственно, даже не прекрасные, а рекордные. Его аэродинамическое качество (отношение коэффициента подъемной силы к коэффициенту лобового сопротивления) равно 18,5. Это самый высокий показатель для серийных самолетов гражданской авиации. У Боинг-767 он равен 12, у Ил-62 – 14,5, у Дугласа ДС-3 – 14,7, у Як-42 – 15,0, у Як-40 – 15,5, у Ил-18 – 16,3, у Ту-154 – 16,5, у Боинг-737 – 17,0, у Ан-24 – 17,2, у Ил-86 – 17,5... Более высокие показатели у военных самолетов, чемпионом среди которых является американский разведчик U-2 – 28. Наивысшее аэродинамическое качество у планеров – до 57 единиц.
За счет прекрасной аэродинамики и использования малошумных турбовентиляторных двигателей с большой степенью двухконтурности была достигнута высокая топливная эффективность. Ту-204 при максимальной коммерческой нагрузке расходует 3200 кг топлива в час. Что в полтора раза меньше, чем у других отечественных среднемагистральных пассажирских самолетов.
Значительное внимание было уделено снижению веса самолета. За счет применения новых алюминиевых конструкционных сплавов, новых сталей и современных композиционных и гибридных материалов экономия в массе пустого самолета превысила 1200 кг. При этом в целом ряде случаев снижение веса совмещалось с улучшением характеристик узлов и механизмов. Так, например, замена в шасси металлокерамических тормозных дисков на моноуглеродные позволила снизить массу каждого колеса на 50 килограммов. При этом повысился и срок службы тормозов, а также сократилась длина пробега при посадке, что позволило эксплуатировать Ту-204 на полосах длиной 2500 метров. А для модификации Ту-204СМ нужна полоса короче 2 километров.
Существенной новизной обладал и построенный для этого лайнера
комплекс пилотажно-навигационного оборудования, обеспечивающий
автоматизированное самолетовождение по оптимальным
запрограммированным траекториям на всех этапах полета от взлета до
посадки.
В результате получился самолет, полностью удовлетворяющий всем
требованиям международных норм, существующих в гражданской авиации.
Причем самолет в своем классе вполне способный конкурировать с
мировыми лидерами – «Боингом» и «Эйрбасом».
Перспективы для конкуренции
Однако, несмотря на очевидные достоинства, коммерческая судьба у самолета не сложилась. И прежде всего из-за развала авиационной гражданской промышленности. Сыграло свою роль и предвзятое отношение, согласно которому в России могут лишь качать нефть и гнать по трубам газ. Уж лучше мы купим списанный «Люфганзой» «Боинг», чем потратимся на новый Ту.
ОКБ Туполева, как и предполагалось, создало на базе Ту-204 целое
семейство различных самолетов – 16. Среди них и пассажирские, и
грузовые. А один из них, Ту-234, даже стал дальнемагистральным, его
дальность равна 9000 км. Есть и машины, предназначенные на экспорт
– с англоязычной кабиной.
К настоящему моменту было построено лишь 76 самолетов. Главным
заказчиком этой машины является летный отряд «Россия» Администрации
президента. В его парке находятся 13 самолетов и еще 3 заказаны.
Всего же заказано еще более полусотни различных модификаций Ту-204.
Причем главные заказчики – государственные структуры России. Среди
коммерческих компаний, которые наиболее активно расширяют свой парк
за счет туполевского самолета, – «Трансаэро» и Red Wings.
В заключение необходимо сказать, что, по мнению экспертов, наиболее
конкурентной в своем классе является модификация Ту-204СМ. Она
реально может поспорить на рынке с такими самолетами как А320 и
Боинг-737.
|
</> |