Бессмертие. 3. Память.
petr-vita — 10.03.2024Мы подошли к главному и основному отличию человека от животных. Это отличие связано с памятью. Разобравшись с этим вопросом увидим, что у человека есть много разновидностей памяти, части из которых у животных нет вовсе.
В науке, изучающей эволюционные процессы в животном мире, есть понятие «конвергенция» – формирование похожих признаков у неродственных групп организмов, обитающих в сходных условиях. Чтобы летать, нужны крылья хоть птицам, хоть животным, хоть насекомым. Чтобы плавать, нужна обтекаемая форма тела, будь ты рыбой или дельфином. Можно распространить это понятие и на научно-технический прогресс. Чтобы летать, самолетам тоже нужны крылья, а подводные суда должны иметь обтекаемый корпус. Точно также, стремительно развивающаяся вычислительная техника проходит эволюционный путь, очень сходный с уже пройденным развитием головного мозга человека и его нервной системы. Поэтому, для более полного понимания деятельности головного мозга, уместно будет использовать здесь терминологию вычислительной техники. Будем использовать такие понятия как процессорный блок, ОЗУ, кэши и постоянная память.
Вкратце опишем что это и как работает компьютер. Простейшая схема работы компьютера включает в себя процессорный блок, производящий обработку информации, ОЗУ – оперативное запоминающее устройство и блок постоянной памяти. В постоянной памяти записана вся информация необходимая для работы компьютера. В ней она хранится независимо от того работает ли компьютер или выключен. Скажем так, что содержимое постоянной памяти определяет индивидуальность компьютера. Но из-за её энергонезависимости считывание информации и, особенно, её запись производятся существенно медленнее, чем деятельность остальных блоков компьютера, поскольку связаны с перестройкой структуры материала. Это сохраняет информацию надолго. При включении компьютера необходимая информация из постоянной памяти загружается в ОЗУ. Это очень быстрая, но временная память. При отключении питания информация в ней теряется. В неё загружаются команды, которые нужно выполнить процессорному блоку и данные, которые обрабатываются этими командами. ОЗУ по очереди передает эти данные на обработку в процессорный блок. Результаты вычислений передаются либо снова в ОЗУ, если требуется их дальнейшая обработка, либо на периферийные устройства: монитор, принтер и т.п. Если в процессе обработки появляется информация, которую нужно запомнить, то она передается в постоянную память. Для увеличения производительности, в различных блоках компьютера могут встраиваться «кэши» – блоки временной памяти для промежуточного хранения накопленной информации. Они используются для разных целей. Эта информация может понадобиться в дальнейшей деятельности, а может и нет. Это всё, что требуется знать об устройстве компьютера.
В работе головного мозга, в его логической части, есть выделенный блок, подобие компьютерного процессорного блока, обрабатывающий поступающую логическую информацию. Из того, что подобная обработка логической информации свойственна и большинству высших животных и даже некоторым птицам, не отличающимся большими размерами головного мозга, следует, что размер этого блока небольшой. Тут важнее его качество. Жизненный опыт подтверждает это – ум человека напрямую не связан с размером головного мозга.
Мы уже знаем, что в человеческом мозге есть выделенные зоны для эмоционального и логического кэшей. Нетрудно догадаться, что существует зона для размещения текущей логической информации – зона логического ОЗУ. В отличие от компьютерного ОЗУ, в ней не будет команд для исполнения процессорным блоком. Наш внутренний компьютер постоянно включен и необходимые команды уже давно в него загружены. Мы их создаём сами накопленным опытом нашей жизни. В ОЗУ размещены только данные для обработки. Условно разобьем её на две части: слуховой кэш и личностная информация. В слуховом кэше накапливается слуховая поступающая словесная информация. Процессорным блоком она переводится в понятия, анализируется на наличие и выделение фраз. Затем уже эти фразы обрабатываются вместе с существующими знаниями и преобразуются в новые знания, попадающие уже в логический кэш – накопитель новых знаний. Личностная информация это всё, что мы знаем в сию минуту. О том, кто мы такие, об окружающих людях, о недавно прошедших событиях. В ней схематично представлена хроника нашей жизни – самые существенные и памятные моменты, наиболее ценные знания. Информация, непосредственно нужная в нашей жизни. Объем этой памяти ограничен. Мы легко забываем людей и события давно ушедшие из нашей жизни. Эта информация выдавливается за пределы этого объема. При этом информация полностью не утрачивается. Встретив вновь давно забытого человека, мы довольно быстро восстанавливаем утраченную информацию практически в полном объеме. Столкнувшись с необходимостью использовать изученные, но давно забытые знания, мы достаточно легко их восстанавливаем. Следовательно, это зона – далеко не полный объем всей человеческой памяти. Она периодически, по мере необходимости, пополняется информацией из постоянной памяти.
А вот деятельность сектора эмоционального восприятия уже существенно отличается от функционирования компьютера. Больше напоминает работу вычислительной сети. Все поступающие из разных мест миллиарды сигналов обрабатываются одновременно и независимо разными группами нервных клеток. Их результирующее воздействие формирует наше эмоциональное состояние, наши чувства. Однако, в отличие от животных, эта информация не исчезает сразу после воздействия на организм, а продолжает какое-то время сохраняться во временной памяти – эмоциональном кэше.
Из приведенных сравнений можно уже увидеть, прочувствовать качественную разницу в объемах этих информаций. Текущий объем эмоциональной информации может многократно превосходить объем текущей логической информации. Для людей, сталкивающихся с вопросами хранения информации на вычислительных устройствах, приведу следующее сравнение. Логическая информация – это текстовые файлы плюс редкие снимки или схемы. Тогда как эмоциональная информация – это сплошное потоковое видео, расширенное дополнительно за счет тактильных, вкусовых, обонятельных и слуховых ощущений. Объем огромный. И эта информация: и логическая, и эмоциональная – в течение дня находится во временной памяти головного мозга.
Нетрудно представить механизм работы описанных видов временной памяти. Переводим часть нервных клеток в некое возбужденное состояние, и вот уже получаем реальное запоминающее устройство, сходное с работой ОЗУ. Также, как и ОЗУ, это временная память. Нервные клетки не могут постоянно быть в возбужденном состоянии, и по прошествии некоторого времени информация сбрасывается и перезаписывается по-новому. Информация иногда теряется даже от механического воздействия. От удара по голове человек может «забыть» часть информации – часть нервных клеток головного мозга перескочила в другое состояние и информация пропала. Эмоциональный и логический кэши разгружаются по ночам. Логическое ОЗУ постоянно обновляется, постоянно теряя и восстанавливая часть информации. Любой человек может вспомнить моменты в жизни, когда он мучительно вспоминал что-то совсем-совсем знакомое и известное и не мог этого сделать. Через какое-то время происходит восстановление утраченной информации, и мы вспоминаем. «- Ну как же я мог такое забыть!» Большая часть нервных клеток головного мозга человека, не обрабатывающих непосредственно информацию, поступающую с периферии организма, обслуживает именно временную память.
Но временная память временна и неустойчива. Периодически возникает необходимость её сохранения в постоянной памяти. Но то, что мы знаем о механизмах постоянной памяти головного мозга, говорит о том, что сохранить её в объёмах, накопленных во временной памяти, невозможно. Механизм постоянной памяти так или иначе связан с физической перестройкой нейронов в структуре мозга. Это медленный процесс, реализуемый только многократными повторениями попыток сохранения. За примерами не нужно далеко ходить. Вспомните ваши попытки выучить иностранный язык. Сложность изучения языка сводится к запоминанию новых слов. Для запоминания одного слова приходится постоянно обращаться к словарю и выстраивать обилие ассоциативных связей. Так работает механизм запоминания постоянной памяти головного мозга. Постоянные и многократные повторения. Как у людей, так и у животных. Домашние животные тоже запоминают и хозяина, и какие-то команды, различают настроение и отношение к ним людей. Но это накапливается постепенно и медленно. Это же относится и к навыкам, как людей, так и животных. Животные постепенно, по мере роста и взросления, приобретают навыки охоты и спасения. Люди также приобретают необходимые в жизни навыки многократными повторениями и упражнениями. Все запоминания в головном и спинном мозге связаны с перестройкой структуры нейронов – чрезвычайно медленного процесса, требующего многократного повторения. Такие навыки, как языковые или чисто физические, это единственное, что можно смело ассоциировать с перестройкой нейронов. Воистину, весьма медленный и мучительный процесс, требующий многократных повторений.
Таким образом, у нас есть запоминающий механизм, способный запомнить, путем постоянных повторений, язык и навыки и не способный за один проход запомнить даже содержимое логического кэша, не говоря уже об эмоциональном. Но ведь мы как-то запоминаем, по крайней мере логическую информацию, и слышали о людях, которые помнят всё. Невероятно, но факт.
Эволюция вычислительной техники в области постоянной памяти, изменяя используемые материалы, стремительно, за считанные годы прошла путь совершенствования: перфокарты – магнитные ленты – жесткие диски – твердотельные накопители. Современные твердотельные накопители по скорости записи и чтения данных уже мало отличаются от временной скоростной памяти и стремительно наращивают доступные объемы. Но природа не может изменить используемый материал и вынуждена работать с тем, что есть. Или может?
Теперь хочу отвлечься и рассказать об одном событии, произошедшим непосредственно со мной. Я слышал о подобных случаях, но относился к ним с некоторой долей иронии и недоверия. Это непосредственно связано с памятью. Убежден, что большинство из вас тоже слышали массу подобных или близких к ней событий, а некоторые и испытали нечто подобное. Но это событие произошло со мной и заставило меня многое осмыслить по-новому и сделать соответствующие выводы.
Дело было ночью. Назавтра нужно было рано вставать на работу, но никак не спалось. Пробовал считать или думать на отвлеченные темы. Не помогало. Начал вспоминать события из прошлой студенческой жизни. Мало-помалу добрался до одного эпизода.
Был теплый и яркий солнечный день, даже уже вечер, в конце апреля. На редкость теплый, почти летний и совершенно безветренный. Студенческая братия устроила в этот день субботник – вычищали вытаявший из-под снега прошлогодний мусор, собирали в кучи и сжигали. Мусор был влажноватым и горел не охотно. Воздух был пропитан этим дымом, который из-за безветрия никуда не уходил и висел в воздухе слоями, и прелым запахом горящих прошлогодних листьев. В описываемый момент я был среди приятелей студентов в студенческом общежитии. Мы сидели на балконе, наблюдая эту картину. Настроение было приподнятое. Солнце, уже склонившееся к закату, пробивалось сквозь ещё голые ветки деревьев и слои дымки от костров.
Вот эта картинка и запомнилась, из-за какой-то своей яркости и внутреннего обаяния. Остальное, если и помнилось, то смутно, а большей частью, вовсе не помнилось. С кем я тогда был, как провел весь день я совершенно не помнил. В памяти осталась только эта картинка. Я лежал и всматривался в неё довольно долго. Как-то она зацепила меня.
Нужно ещё отметить, что у меня довольно плохая зрительная память и зрительное воображение. Такая вот особенность. У кого-то рифмы в голове не укладываются, у кого-то – даты, кто-то путает правое с левым. А у меня плохая зрительная память. Но вот эта картинка почему-то запомнилась. В неё и всматривался.
И вдруг!
В какой-то момент этот день всплыл в моей памяти. Весь! Сразу! Во всех его ярких подробностях! Я вспомнил всё. Как этот день начался. Где я был. Что делал. С кем находился. Во всех эмоциональных красках. Во всех подробностях. Как будто я только что прожил этот день и эмоции ещё не утекли. Я вспомнил людей, о существовании которых давно забыл, вспомнил их имена, фамилии и прозвища.
Это было неожиданно и ошеломляюще! Уснуть в эту ночь я уже не смог. На работу пошел совершенно разбитый. Больше так не экспериментировал.
Этот эпизод произошел со мной давно, когда я ещё особенно не интересовался устройством мира и функционированием человеческой памяти, но оставил яркий след. Я много раз возвращался к нему осмысливая и переосмысливая произошедшее.
А теперь, о выводах из этого события и не только.
Если этот день всплыл в памяти, значит я его запомнил, во всех эмоциональных подробностях и пронес через много лет, не зная об этом. А запомнившаяся картинка была только зацепкой, помогшей вытащить эту информацию из глубин памяти.
Но ведь этот день ничем другим, кроме этой памятной сцены, от других не отличался. Памятная картинка, это только маленький, хоть и запомнившийся, эпизод из целого дня. Следовательно, я должен помнить и другие дни! И, по большому счету, все! Ну, или почти все.
Но и я от других людей устройством никак не отличаюсь. Значит, и остальные люди тоже должны помнить всю свою жизнь, во всех подробностях.
Отсюда главный вывод – мы помним всё. Для особо одаренных, повторяю. МЫ ПОМНИМ ВСЁ! Но почему-то об этом не знаем. И не умеем извлекать эту память. Но она у нас у всех есть. Мы помним всю свою жизнь, во всех её красках и подробностях.
Странный подарок судьбы! Мы имеем то, чем не можем воспользоваться! Поневоле задумаешься о не совсем природном происхождении человека. Природа, обычно, на редкость рациональна. Никакой расточительности, без особой необходимости, не предоставляет.
А тут такое богатство. Ведь это именно эмоциональный поток информации, то есть самый объемный. Куда и как его можно упаковать?
Человеческий мозг, с его перестройкой нейронов, на это не способен однозначно. Достаточно вспомнить ваши безуспешные попытки в овладении иностранным языком. Словарный запас накапливается только многократным и многократным повторением. Очень медленно. Вот она, реальная физическая память и её возможности. Для запоминания такого потока информации человеческий мозг слишком костный. А другого органа для запоминания у нас нет!
Следовательно?!
Вывод только один – накопление информации происходит вне человеческого тела. Это внешняя память. Какова её природа? Не знаю. Возможно, это некое поле, или что-то связанное со структурой окружающего пространства. Моих знаний и фантазии для этого не хватает. Но логика безжалостно приводит к такому выводу. Накопленных научных знаний для объяснения этого феномена пока недостаточно.
Человеческий мозг не способен так быстро запомнить такой объем информации, при том, что и доступа к ней практически не будет. Слишком сложно и нерационально. А природа, повторюсь, очень рациональна. И главное, зачем? Зачем запоминать огромный поток информации, к которой, фактически, не будет доступа? Поневоле задумаешься, что это какой-то задел на будущее.
Интересно, что к близкому выводу можно прийти и с другой стороны, методом исключений.
Религии всех мастей и оттенков схожи в одном – после смерти человека от него остается только «душа», притом, что она ещё и бессмертна. Примем это за рациональное зерно, легшее в основание всех религий. Но что это такое – душа? Частью тела человека она быть не может – человек умер и тело разложилось, все части тела распались. Душа, вроде как, должна нести некий отпечаток личности. Посмотрим на её возможности. Может ли она видеть, что происходит вокруг? Нет, орган зрения, способный видеть – глаза, умер и разложился вместе с телом. То же произошло со слухом и другими органами получения информации. Может ли она мыслить и размышлять? Тоже нет, умер орган, умевший это делать – мозг. Может ли она переживать или сопереживать? Опять же нет, распалась и нервная система, предоставляющая эту возможность, убив при этом и все каналы получения любой информации.
Какие возможности остались в остатке? Осталась только одна возможность – накопленная память. Чистая, сухая память, без налетов разумности и чувств. Как запись на информационном носителе, несущей в себе, как раз, отпечаток личности!
Ничего общего с мистическими привидениями. Судя по тому как их пытаются представить, они явно должны иметь волю, цель, эмоции, то, чего настоящая душа или память иметь никак не может.
Вот такой, достаточно неожиданный вывод.
Зато, как легко и рационально можно, тогда, смоделировать и объяснить остальную мозговую функциональность.
Для работы с постоянной памятью мозг организовывает два канала обмена информацией: канал записи информации и канал доступа к информации. По ночам, во время сна, накопленная за день в кэшах информация сбрасывается в постоянную память. Но вот в обратную сторону поступление информации происходит в довольно ограниченном количестве. Доступ предоставляется, в основном, только к логической информации и в объеме, необходимом для осуществления текущей жизни и деятельности. Никаких излишеств. И то, опосредовано, через загрузку логического ОЗУ. Только то, что нужно для жизни. Эмоционального ОЗУ в организме не предусмотрено за ненадобностью, а эмоциональный кэш предназначен для накопления новых эмоций, а не для того, чтобы заново переживать старые. В текущей жизни в этом нет необходимости. Отметим, что во время сна, когда в той или иной мере, открыты оба канала, происходят и случайные выбросы информации. Человек во время сновидений иногда видит давно забытые факты и события из своей жизни, правда, в весьма случайной интерпретации.
При таком раскладе, можно легко объяснить феномен людей, помнящих всё. У них почему-то доступен и открыт для использования канал доступа к эмоциональной информации. Такие люди встречаются не часто, но они есть. Потенциально, мы все должны обладать такой возможностью.
Также, становится понятно, зачем человеку такой большой мозг, и почему умственные способности мало связаны с размером мозга.
Во-первых, большой мозг необходим человеку для размещения физической, мозговой памяти, формируемой перестройкой нейронов. В ней хранится огромное количество накопленных понятий. Количество нервных клеток с возрастом сокращается и часто можно замечать, что пожилые люди забывают простые вещи, никогда раньше не забываемые.
Во-вторых, и в основном – для временного хранения накопленной и возвращенной информации. Те самые кэши и логические ОЗУ из которых, потом, накопленная информация сбрасывается в постоянную память и куда возвращается для осуществления повседневной деятельности. От размеров мозга зависит объем этой памяти. Сколько информации мы помним повседневно и сколько информации мы потенциально сможем запомнить навсегда.
А умственные способности зависят не от размеров мозга, а от размеров и качества организации процессорной части логического блока мозга. Он, я полагаю, занимает совсем небольшую часть от всего мозга. Как мы уже обсуждали, логическое восприятие, это вспомогательная функция относительно эмоциональной деятельности и не может занимать слишком много места. В какой-то мере оно доступно даже животным.
Кроме перечисленного, нужно ещё организовать каналы связи с постоянной памятью. Неизвестно, сколько на это отведено мозговых ресурсов, поскольку мы пока не знаем физику этого процесса.
Давайте подытожим, то, что знаем об устройстве человеческой памяти.
Память можно условно разбить на две категории: временную память и постоянную память. Постоянную память нужно будет еще разделить на две подкатегории: физическая память и внешняя память.
К временной памяти отнесем логическое ОЗУ и накопительные кэши: слуховой, эмоциональный и логический.
В логическом ОЗУ находится вся логическая информация, необходимая нам в повседневной деятельности. Сюда входит вся персональная информация и карта основных памятных событий нашей жизни. Человек знает, кто он, в каких отношениях он находится с окружающими людьми. Сюда входят системы знаний о нашей непосредственной деятельности. Мы помним о том, чем мы занимаемся, о событиях недавнего прошлого, знаем о наших обязанностях и средствам их осуществления. Здесь находится вся сопутствующая информация. Вся эта информация непосредственно подтягивается из внешней памяти. Логическое ОЗУ постоянно взаимодействует с постоянной физической памятью и с накапливающими кэшами памяти, расширяя за их счет текущие возможности. Размышляя, человек, на выбор, использует все эти знания из расширенных возможностей. В нашем случае эта память, по методу использования, близка к оперативной памяти вычислительных систем.
Размер этой памяти ограничен. Мы не только не помним всей нашей жизни, мы, иногда, не помним и события недавнего прошлого, особенно если события протекали рутинно и не имели яркой, запоминающейся окраски или мы ведем весьма интенсивную повседневную деятельность. Схема этой памяти напоминает стек без дна. Те знания, к которым мы постоянно обращаемся, всплывают вверх в этой очереди и становятся более доступными. Знания, пользующиеся меньшим спросом, постепенно погружаются глубже и, поскольку ОЗУ постоянно пополняется новыми знаниями, достигнув низа выдавливаются за пределы памяти. Об этих знаниях мы забываем. Можно, конечно, восстановить их новой загрузкой, но для этого нужно, чтобы такая загрузка произошла. Нужно сопутствующее событие.
В накопительных кэшах скапливается информация, предназначенная как для текущего дневного использования, так и для дальнейшей выгрузки её в постоянную память. В эмоциональном кэше накапливаются наши эмоциональные состояния в течение дня, в логическом – знания, приобретенные или выработанные самостоятельно, тоже, в течение дня. Их необходимость обусловлена, с одной стороны, необходимостью текущей обработки сочетаний этой информации, а с другой, – тем, что выгрузка в постоянную память происходит одноразово, по всей видимости, по ночам, во время сна. Слуховой кэш нужен для накопления и дальнейшей обработки поступающей слуховой - логической информации.
Физическая память относится уже к постоянной памяти человека. Понятие «постоянная», здесь несколько условно, поскольку она иногда теряется из-за повреждения или утраты, по разным причинам, нервных клеток или нейронов. Кроме того, она убывает к старости и теряется вместе со смертью человека, поскольку её носителем является головной мозг. Тем не менее, она значительно более объемная, по сравнению с другими представителями животного мира и играет очень важную роль в нашей мыслительной деятельности.
Самое важное в деятельности физической памяти, это накопление обширной системы «понятий». Мы мыслим понятиями. О каждом предмете или явлении, реальном или абстрактном, о каждом действии в нашей памяти складывается некое понятие – какое-то, логически-эмоциональное восприятие этого явления или действия и о их возможном соотношении и взаимодействии. Как они друг с другом увязываются.
Человек, утративший память, по нашим представлениям, потерявший канал с внешней памятью, теряет персональную информацию. Он не знает кто он, не помнит других людей, не помнит своего прошлого. Но он умеет говорить, знает об устройстве окружающего мира, знает о назначении окружающих его предметов и явлений, умеет ими пользоваться. Вся система понятий об окружающем мире, накопленная в его физической памяти сохраняется. Здесь отчетливо видна разница между внешней и физической, то есть, мозговой памятью.
Несмотря на её кондовость, и неспособность к быстрому запоминанию, физическая память дает нам великолепный инструмент для познания мира и взаимодействии с ним. Кроме описанной системы понятий, она предоставляет ещё две важнейшие возможности: владение языком и накопление навыков.
Владение языком, это умение сопоставлять какому-либо слову или фразе, то есть определенному набору звуков, определенное понятие. Мы каждому понятию привязываем ассоциируемые с ним звуки. Таких ассоциаций может быть несколько, в зависимости от разных синонимов или различных иностранных языков, которыми владеет человек. Как и к некоторым одинаково звучащим словам могут быть привязаны совершенно различные понятия. Перебирая ассоциируемые с набором звуков понятия, мы собираем из них законченные логические конструкции – фразы. Таким образом, мы мыслим наборами понятий. А языковый аппарат, это только механизм перевода звуков в понятия и обратно в звуки.
Для глухих людей таким механизмом является перевод зрительных образов, язык жестов, в те же понятия. Слепые люди, при чтении, переводят в понятия тактильные ощущения. Независимо от способа получения логической информации, она переводится в понятия, и дальше человек оперирует уже понятиями. По сути, все мы, не зависимо от национальности и культуры или физиологических особенностей, думаем на одном языке – понятийном. А вот для передачи и обмена информацией используется уже какой-то конкретный язык.
Интересно также, что с помощью слов можно передавать не только логическую информацию, но и эмоции. Очень характерна для этого ругательная или обсценная лексика. Как правило, эти слова несут весьма незначительную логическую нагрузку, как правило вульгарную, но очень большой эмоциональный накал. Тут не так важен смысл сказанного, как тон или интонации произношения. К таким словам привязаны целые наборы чисто эмоциональных понятий. Как правило, набор таких слов весьма ограничен, но набор привязанных эмоций огромен.
И ещё о понятиях. Ко многим из них привязаны достаточно яркие эмоциональные ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые. Но подобные ассоциации могут быть привязаны и к конкретным знаниям, логическим или эмоциональным. Благодаря постоянному присутствию этих ассоциаций в нашей физической памяти, мы можем время от времени вытягивать за эти ярлыки конкретную логическую, а иногда даже и, более глубоко зарытую, эмоциональную информацию. Чем больше к конкретным знаниям привязано ассоциативных понятий, тем легче их вытянуть из глубин внешней памяти. Одним из таких понятий является рифма. С её помощью гораздо легче извлекать знания из глубин памяти.
Накопление навыков, это тоже функция физической памяти. Все наши навыки: повседневные, профессиональные, спортивные, игровые – создаются постоянной физической памятью с её перестройкой нейронов. Правда тут используются не только ресурсы головного мозга, но также и спинного. Из-за медленности таких перестроек и такого механизма запоминания, для обретения необходимых навыков, также, как и при изучении иностранного языка, нам требуется, зачастую, очень много времени. Что поделаешь – физическая память, очень медленно обретаемая память.
О внешней постоянной памяти уже сказано достаточно много. Здесь мы можем лишь констатировать, что существует два вида такой памяти: логическая и эмоциональная. Доступ к ним предоставляется деятельностью мозга. К логической памяти или системе знаний об окружающем мире и о себе в нем существует, хоть и несколько ограниченный, но постоянный доступ. Эмоциональная память, гораздо более объемная, поскольку несет в себе всю информацию об нашей жизни и о всех произошедших с нами событиях, предоставляет к себе весьма ограниченный доступ. К сожалению, об устройстве этой памяти, как и каналов доступа к ней, мы пока ничего более определенного сказать не можем. Можно только предполагать, что после смерти человека эта память не разрушается, поскольку имеет иную природу происхождения, чем организм человека.
Значимость внешней памяти человека не переоценишь. Рассматривая её, сразу можно выделить две особенности. Первая из них – память не зависит от состояния тела, поскольку имеет иную природу, и, по всей видимости, не исчезает после смерти человеческого тела. Другая особенность – память имеет способность к безграничному (по нашим теперешним представлениям) накоплению информации, поскольку не ограничена ресурсами мозга.
Именно внешняя память обеспечила стремительный революционный рывок развития человека, резко выделив его из животного мира. Когда, как и за счет чего человек получил такую возможность, это ещё предстоит выяснить. Но новые возможности накопления информации привели к быстрой эволюции головного мозга и речевого аппарата, так как потребовались обширные области мозговой памяти для временного хранения накопленной информации и механизма передачи этой информации от особи к особи. Смею утверждать, что не появление речи сделало из обезьяны человека, а обретение внешней памяти. А речевой аппарат – это уже вторичная потребность, для обмена информацией.
Пользуясь неограниченностью объема памяти и простотой запоминания, человек стал стремительно накапливать информацию. А развивающийся, вслед за памятью, речевой аппарат дал возможность передавать накопленную информацию из поколения в поколение. Но и здесь существуют определенные пределы. Доступ к логической информации, к знаниям имеет некоторые ограничения, а эмоциональная информация и вовсе, почти не доступна. Чтобы сохранить в доступности большие объемы знаний, людям, до изобретения и распространения письменности приходилось идти на разные ухищрения. Мы уже отмечали, что из памяти легче всего извлекается информация, имеющая максимальное количество зацепок: ярлыков, тэгов и т.п. Наиболее значимая информация, которую люди хотели сохранить как можно дольше и передать другим поколениям, облекалась в стихотворную форму и в таком виде запоминалась. Назначались даже специальные люди для запоминания таких произведений, преимущественно с детского возраста, когда запоминание происходит лучше и быстрее из-за наличия легко доступного и ещё не занятого ресурса нервных клеток. Рифма тянет за собой рифму и произведение достаточно легко всплывает в доступную область памяти. Плюс, этому благоприятствует обилие ярких, легко запоминающихся эпитетов, используемых в поэзии.
Но самые главные, основные потенциалы внешней памяти ещё не достигнуты. Они ещё ждут своих открытий. Это будет связано с выявлением природы этого механизма. Тут скрыта масса возможностей. Здесь и произвольный доступ ко всей нашей памяти, и возможности непосредственного обмена информацией, и многое, многое другое. А самое основное – здесь заложен путь к бессмертию, реальному бессмертию, настоящему, без всяких ограниченностей и с величайшими возможностями! Об этом мы поговорим в следующий раз.
|
</> |