Бессменный Народный комиссар боеприпасов СССР в ВОВ
matveychev_oleg — 14.12.2024 ЕГО ЗДОРОВО БИЛИ НА ДОПРОСАХ........«МЫ ОШИБАЛИСЬ, А ПОДЛЕЦЫ ВАС ОКЛЕВЕТАЛИ!» - сказал Сталин .
Ванников Борис Львович (1897, Бакинская губерния — 1962, Москва) ‚ из семьи нефтяника в Баку – рабочий на нефтепромыслах‚ инженер‚ директор Тульского оружейного завода‚ с 1939 года нарком вооружения. Его арестовали перед началом войны с Германией‚ здорово били на допросах. Но после первых поражений на фронтах, Ванникову передали распоряжение Сталина – разработать неотложные меры для увеличения производства вооружения‚ что он и сделал‚ составив в одиночной камере план эвакуации на восток предприятий оборонной промышленности. «Записка‚ над которой я работал несколько дней‚ – вспоминал Ванников‚ – была передана Сталину. Я увидел ее у него в руках‚ когда меня привели к нему прямо из тюрьмы. Многие места были подчеркнуты красным карандашом‚ и это показало мне‚ что записка внимательно прочитана...»
Сталин сказал: «Ваша записка – прекрасный документ для работы наркома вооружения. Вы во многом были правы. Мы ошибались... А подлецы вас оклеветали». (Б. Е. Черток в своих воспоминаниях рассказывал историю освобождения Б. Л. Ванникова как в высшей степени необыкновенную и очень похожую на легенду. По его словам, когда через месяц войны обнаружились сильные перебои с поставками боеприпасов, Сталин поинтересовался у Берии судьбой Ванникова. Тот содержался во внутренней тюрьме на Лубянке, откуда его срочно доставили к вождю. Состоялась долгая беседа, в ходе которой Сталин предложил Ванникову пост наркома боеприпасов и просил «обиды за случившееся не держать»).
Ванникова освободили из тюрьмы‚ назначили заместителем наркома вооружения СССР – в этой должности он руководил сверхтяжелой эвакуацией оборонных заводов и их рекордно быстрым размещением на новых местах. С февраля 1942 года и всё военное время он был наркомом по производству боеприпасов‚ количество которых в 1943 году возросло в четыре раза по сравнению с довоенным уровнем. Из воспоминаний о Ванникове: "Из людей его ранга и положения‚ кого я знал‚ он был‚ пожалуй‚ одной из самых значительных фигур: он оставил большой след и в делах‚ с которыми был связан‚ и в сердцах людей‚ с которыми ему довелось работать..." – "Ни на какую пенсию Ванников не ушел. Даже будучи очень больным человеком‚ чувствуя‚ что конец его недалек‚ он работал с полной отдачей и самозабвением..." – "На его частых болезнях сказывались‚ по-видимому‚ последствия репрессий накануне войны. Его тогда здорово лупили..."
В 1950 году Борис Львович Ванников стал начальником Главного управления по ядерному оружию‚ а затем первым заместителем министра среднего машиностроения‚ ответственного за разработку и производство атомного оружия.
Четыре насыщенных героическим трудом больших научных и производственных коллективов года (1945—1949 гг.) позволили Советскому Союзу достичь ядерного паритета с США. Судьба ядерной бомбы зависела во многом от продукции (плутония), выпускаемой комбинатом № 817 (комбинат «Маяк» в Челябинской области). В течение всего периода монтажа и пуска первого атомного реактора по производству плутония И.В. Курчатов и Б.Л. Ванников постоянно контролировали ход работ. Незадолго до испытания первой атомной бомбы РДС-1 (29 августа 1949 г.) Б.Л. Ванников перенес тяжелейший криз и поэтому не смог принять участия в заключительном этапе трудной многодневной работы.
За большой личный вклад в организацию работ по производству плутония и создание первой отечественной атомной бомбы Борису Львовичу Ванникову в октябре 1949 года второй раз было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот». Это была медаль № 1, т. е. Ванников такую награду получил первым в СССР. Он стал первым дважды Героем Соцтруда!
В день смерти Ванникову было 65 лет – генерал-полковник инженерно-артиллерийской службы‚ трижды Герой Социалистического Труда (первым в стране стал дважды и первым – трижды Героем Труда); лауреат Сталинской и Государственной премий‚ шесть орденов Ленина‚ ордена Суворова и Кутузова. Урна с прахом Ванникова захоронена в Кремлевской стене на Красной площади; в ополчении под Москвой погибли два его брата.
|
</> |