Берлин. Прогулка от Бебельплац до Телебашни
kolllak — 02.04.2020Продолжим нашу прогулку по Берлину с запада на восток. В этом рассказе посмотрим на самый центр столицы Германии. Начнем наш путь по улице Унтер-ден-Линден ("под липами" по-нашему) мимо площади Бебельплац, затем переберемся на Музейный остров, а закончим эту часть на площади Александерплац у Берлинской телебашни.
Достопримечательности Берлина на карте:
Начну с памятника Фридриху Великому на Унтер-ден-Линден. Фридрих II прямо восседает на степенно вышагивающем любимом коне Конде. Это одно из выдающихся произведений скульптуры 19-го века, ознаменовавшее её переход к реализму. Знаменитый король Пруссии не желал видеть памятников себе при жизни. Но сразу после его смерти начались работы по создание достойного монумента.
На первых проектах Фридриха хотели изобразить в античном образе по по образцу конной статуи Марка Аврелия в Риме. Вопреки этому, большая часть населения и армия желали видеть короля на памятнике таким, как они его помнили: в военной форме и треуголке. На постаменте изображены более 70 великих личностей эпохи Фридриха. Мне что-то говорят только имена Канта и Лессинга. Но признаюсь, что не стал искать их изображения.
Вторую мировую войну памятник укрывали от бомбардировок каменным кожухом, "старый Фриц" (известное прозвище Фридриха) пережил войну без повреждений. После раздела Берлина "реакционный памятник" решили убрать подальше из центра. Новым местом определили Потсдам. Потом и вовсе появилась идея переплавить памятник, но благодаря министру культуры Фридриха удалось спасти. На Унтер-ден-Линден памятник вернули под закат ГДР. В 1987 году отмечалось 750-летие Берлина и сам Хонеккер постановил установить памятник Фридриху Великому на его историческое место.
Фридрих II был весьма продвинутым монархом. Он был страстным меломаном, ратовал за свободу прессы, по сплетням предавался разврату (причем не только с женщинами), и что было, действительно, прогрессивным в его эпоху - отличался полной веротерпимостью. По его словам: "Все религии равны и хороши, если их приверженцы являются честными людьми. И если бы турки и язычники прибыли и захотели бы жить в нашей стране, мы бы и им построили мечети и молельни".
Так что настоящей сенсацией стало, что король разрешил строительство католического собора святой Ядвиги в самом сердце лютеранской столицы. Собор стал первым католическим храмом в Пруссии. Впрочем, Фридрих руководствовался не только соображениями толерантности, но имел политические расчеты. Он как раз аннексировал изрядный кусок Силезии с католическим населением, и для новых граждан (многие, из которых прибыли в Берлин, как беженцы) был построен храм.
Я, пожалуй, в этот раз пропущу житие Ядвиги Силезской, все-таки в соборе не удалось побывать, да и на фото из-за реконструкции Бебельплац он плохо виден. Но, думаю, понятно, что брали архитекторы за образец. Конечно, это очередная копия римского Пантеона.
Сейчас главной доминантой Бебельплац является комплекс Университета имени Гумбольдта. Это старейший из четырёх университетов Берлина. Основан 16 августа 1809 года по инициативе Вильгельма фон Гумбольдта.
Мне, как несостоявшемуся физику было интересно, что когда-то в эти двери входили Альберт Эйнштейн и Макс Планк,
От Бебельплац видна конечная цель нашей прогулки - Берлинская телебашня.
Первым зданием Университета стал дворец принца Гернриха. Дворец был построен по распоряжению короля Пруссии Фридриха II и предназначался для его младшего брата Генриха. Но затем его передали под нужды Университета.
Как и десять лет назад, когда я впервые побывал в Берлине, у стен Университета Гумбольдта (на фото в центре его памятник) раскинулся небольшой книжный рынок. Это весьма символично, т.к. именно на Бебельплац нацисты устраивали костры из книг. На этой площади есть крутейший монумент в память о сожжении книг, но из-за реконструкции Бебельплац не удалось его заснять.
Ну, так себе.
Как я писал в прошлой части, в Берлине очень любили здания в стиле классицизма. Типичный пример - это Нойе Вахе (новая караульня). Несмотря на сравнительно небольшие размеры здания, за счёт чистых форм, мощного ризалита и строго дорического портика архитектору удалось придать ему монументальность, позволяющую Нойе Вахе занимать достойное место в окружении здания Берлинского университета и Цейхгауза. На фронтоне портика изображена богиня победы.
Сейчас в здании караульни находится мемориал жертвам войны и тирании в Германии.
Можете угадать, что это за розовое здание с игривыми статуями у входа? Какой-то театр или художественная галерея? А вот и нет, это старейшей здание на Унтер-ден-Линден называется Цейхгауз, т.е. Арсенал! А четыре девушки у главного входа - это никакие не музы, а символизируют пиротехнику (!), арифметику, геометрию и механику.
Сейчас в здании Арсенала находится Исторический музей. Не могу поделиться личным опытом, но судя по отзывам, и по тому, что это один из самых посещаемых музеев Берлина, похоже, что место достойное.
Переходим мостик через реку Шпрее и оказываемся на Музейном острове.
Музейным островом называется северная оконечность острова Шпреинзель на реке Шпрее в Берлине, где расположено целое созвездие знаменитых берлинских музеев.
Музеи острова меня крайне манили, но в формате однодневной прогулки я решил все-таки их проигнорировать. Надеюсь еще выдастся более продолжительная поездка и тогда можно будет обойти все это великолепие.
Пропустив музеи острова, мимо Берлинского кафедрального собора я все-таки не смог пройти. Я сделаю отдельный рассказ о соборе, поэтому пока несколько фото без подробностей.
Фоткаетесь на фоне достопримечательностей? Мы - да!
Александерплац совсем рядом с Музейным островом. На этом фото можно рассмотреть крест, которые солнечные лучи образуют на шаре телебашни.
Когда солнце освещает шар из нержавеющей стали, на нём появляется отражение в виде креста. Намекая на атеизм социалистического правительства и дискриминацию церкви в ГДР, берлинцы прозвали этот крест «местью папы». Ходили слухи о том, что архитектор башни побывал на допросе в органах госбезопасности ГДР по подозрению в намеренном проектировании этого оптического эффекта. По другой легенде один из членов правительства завершил дискуссию словами: «Это не крест, это плюс социализму!»
У этой скульптуры на берегу Шпрее напротив Берлинского собора крайне неожиданное название. "Три девушки и один парень". Хмм, ну не поспоришь. Когда-то они украшали фонтан отеля недалеко от этого места. Но затем отель снесли, ради нового современного здания. А фигуры голых подростков перенесли на набережную Девушка, которая смотрит в другую стороны от всей компании, как раз повернулась к своему прежнему месту у фонтана.
Первым делом я подумал, что это нечто современное. Но смутила реалистичная манера исполнения. Сейчас изобразили каких-нибудь уродцев. И чутье не подвело. Группа нудистов была создана еще во времена ГДР. Не ищите в этой группе какого-то смысла, скульптор ничего такого не задумывал. Иногда три голых девушки и парень - это всего лишь три голых девушки и парень.
Ох уже эти названия немецких улиц, вот эта крытая называется Heiligegeistkirchplatz (Площадь Церкви Святого Духа), попробуйте произнести.
На этой торговой улице с непроизносимым названием затесался наш (в смысле авторства русского художника) медведь Кеша. Напомню, что это один из United Buddy Bears (содружество медведей Бадди), которые наводнили Берлин в 2001 году.
В предыдущем рассказе о достопримечательностях Берлина комментаторы были единодушны в признании Берлина одной из самых унылых европейских столиц. Я с этим поспорил бы, но порой, действительно, даже в историческом центре попадаются такие безликие улицы.
Однако, сила Европы в деталях. Даже в самом унылом по архитектуре городе будут крутые люки, фонари и прочие городские мелочи. Неудивительно, что Берлин имеет свой символ. Как вы уже догадались, я имею в виду Светофорного человечка.
Такие светофоры появились в 1960-х в Восточном Берлине: по легенде, дизайнер вдохновился фотографией генсека Хонеккера в соломенной шляпе. После падения Стены их хотели заменить на стандартные, но в защиту светофорного человечка (Ампельмен) развернулась общественная кампания. Он же символ остальгии (тоски по ГДР — от Ost, «восток»), а заодно сувенир.
Церковь Святой Марии — самая древняя (1292 год) из действующих евангелических церквей Берлина, одна из когда-то шести средневековых церквей в историческом центре города.
В восстановленном после войны Берлине от плотно застроенного исторического центра города практически ничего не сохранилось, и церковь Мариенкирхе оказалась в совершенно ином окружении — практически одиноко стоящей на открытой площади, ограниченной многоэтажными новостройками, над которой с 1969 года доминирует берлинская телебашня. Церковь Св. Марии и Красная ратуша являются сейчас единственным напоминанием об историческом центре Берлина.
В башенном зале церкви Св. Марии находится знаменитая фреска «Пляска смерти», датируемая ориентировочно 1484 годом. Орган церкви изготовлен мастером Иоганном Вагнером.
Собственно вот и второе уцелевшее (точнее восстановленное) здание. Красная ратуша — историческое здание в центре Берлина, названное так по своему фасаду красного кирпича.Построена во второй половине 19-го века в стиле полуренессанса-полуготики. Высота четырёхугольной башни ратуши, выстроенной по образу и подобию башен Ланского собора (находится во Франции), составляет 74 метра.
Берлинская телевизионная башня - самое высокое сооружение Германии и четвертая по высоте телебашня в Европе. 368-метровую вышку, возведенную на площади Александерплац, ввели в эксплуатацию в 1969 году.
Новая телебашня помимо выполнения чисто технических функций по трансляции телевизионных и радиосигналов должна была демонстрировать жителям капиталистической западной части города и всему миру прогрессивность ГДР.
Площадь Александерплац, названная, кстати, в честь российского царя Александра I, посетившего город в 1805 году, стала третьим и окончательным вариантом расположения башни. От первого, несмотря на уже начавшиеся строительные работы, пришлось отказаться из-за близости выбранного места к аэропорту Берлин-Шёнефельд. Второй вариант, наоборот, забраковали из-за слишком удаленного от центра расположения.
В 1968 году на башне смонтировали последние сегменты обшивки шара, диаметр которого превышает 30 метров. Вес шара составляет 4800 тонн, что в пересчете равняется общему весу около полусотни полностью загруженных железнодорожных вагонов. Под шаром Берлинской телевизионной башни находится внешнее кольцо со спасательной площадкой, на которой достаточно места, чтобы в случае пожара или другой нештатной ситуации разместить 400 человек.
Я поднимался на башню в 2008-м году. Тогда меня процесс (пришлось долго торчать в очереди) и виды не слишком впечатлили. Но со стороны согласен, что башня смотрится очень круто.
Фонтан Нептун - один из самых старых и красивейших фонтанов города.
Над чашей фонтана на фундаменте из трёх ступеней возвышается мощная фигура античного бога морей Нептуна. Символ своей власти — укрощающий волны трезубец — он держит на левом плече, опершись правой рукой на бедро. Бога моря на гигантской раковине в окружении жизнерадостных детей, играющих со струями воды, держат четыре огромных мифологических тритона. О бушующем и ревущем море должны напомнить обитатели моря: омары, раки, рыбы и полипы — и извергающие струи воды черепахи, тюлени, крокодилы и змеи. По кромке чаши фонтана расположились четыре женские фигуры, олицетворяющие реки Германии: Рейн, Висла, Одер, Эльба.
Нептун на фоне Мариенкирхе.
В парке напротив Нептуна вечерами носятся кролики.
Эпатирующий консервативного русского туриста в моем лице плакат в честь строительства новой ветки берлинского метро.
Старая Ратуша (1911 г) расположена на площади Молькенмарк, и входит в список архитектурных памятников Берлина.
Главная особенность Старой Ратуши – 80-метровая башня, увенчанная куполом с установленной медной фигурой древнеримской богини Фортуны. Интерьер здания отличается богатым оформлением: пол из мраморных плит, украшенный барельефами потолок. Отдельного внимания заслуживает центральный трехэтажный зал, вмещающий полторы тысячи человек, спроектированный специально для проведения торжественных мероприятий. В конце зала установлена скульптура бронзового медведя, поэтому помещение назвали Медвежий зал.
Я редко полноценно обедаю во время своих поездок. Всегда жалко времени, особенно, если в городе находишься свосем недолго, как это было в Берлине. Вот ужин - это святое! Тем не менее даже в такие перекусы стараюсь питаться именно местным
Карривурст - это популярное в Германии изделие фастфуда: жареная (часто обжаренная во фритюре) сарделька со специальным соусом на базе кетчупа или томатной пасты и порошка карри. Сардельки несколько минут жарятся, при этом оставаясь лишь наполовину окунутыми в кипящее масло, что придаёт им в готовом виде характерную «корочку».
Готовая сосиска чаще всего нарезается на несколько кусков или на две половины, кладётся в одноразовую бумажную форму, обильно поливается кетчупом и посыпается порошком карри, а затем подаётся на стол со специальной пластмассовой вилочкой, вставляющейся в один из кусков. Классическим гарниром является картофель фри, также посыпаемый порошком карри, но иногда карривурст вместо него подаётся с булочкой.
Хотя на сегодняшний день карривурст известна по всей Германии, наибольшей популярностью она пользуется в Берлине, где была впервые изготовлена.
В 1949 году Герта Хойвер (владелица закусочной) изготовила оригинальный соус с использованием индийской приправы карри, вустерского соуса и кетчупа, становившегося как раз в те годы популярным в Германии благодаря американским солдатам, приправлявшим им свою еду, и полила этим составом обычную сосиску. Экзотическая смесь быстро завоевала успех среди неискушённых в те времена горожан.
Я назвал обозначил конечную точку прогулки, как Александерплац, но на самом деле мы до этой площади еще не дошли. Я люблю точность в таких вопросах. С другой стороны Берлинская телебашня примыкает к Александерплац, поэтому не будем усложнять.
На Александерплац (за моей спиной) мы сели на метро и отправились к Истсайдской галерее. Все-таки Берлин очень большой город и пешком между достопримечательностями тут не находишься. Но о галерее расскажу в продолжении прогулки.
Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях
(c) kolllak.livejournal.com