Берлин Гитлера.
maxim_nm — 10.07.2014Как известно, любая политическая диктатура кажется самой себе вечной и нерушимой. Во всех гимнах тоталитарных и полутоталитарных государств полно словосочетаний "вечность", "навеки", "во веки веков" - словно самим актом говорения этих слов адепты тоталитарного культа должны "заморозить реальность" и распространить предрассудки и стереотипы дней сегодняшних на тысячелетия вперед.
"Тысячелетний Рейх", просуществовавший двенадвать лет, был одной из подобных систем, что желали "быть всегда". Для демонстрации собственного могущества, а также могущества новой политической системы, Адольф Гитлер, тогдашний рейхсканцлер Германии, решил полностью перестроить "погрязший в декадансе и разврате провинциальный Берлин", придав ему затем новое скромное название - "Столица мира Германия". Проект должен был быть завершен к 1950 году, а курировал всей этой реконструкцией архитектор Альберт Шпеер (который, кстати, пересмотрел к концу войны свои взгляды на нацизм).
Все строительные работы в Берлине были приостановлены в 1939 году, с началом военных действий. Тем не менее, за период 1933-1939 годов нацисты успели реализовать несколько достаточно крупных архитектурных проектов, которые имеют узнаваемый стиль. Часть из этих построек сохранились в Берлине до сих пор.
Моя сегодняшняя прогулка - по Берлину тридцатых годов.
02. Иду по Фридрихштрассе. Это достаточно узкая улочка, типичная для остатков довоенного Берлина. Где-то здесь должно быть здание Гауарбайтсамт - министерства труда имперского округа Бранденбург. Здание сразу узнается по характерным унылым формам и материалам внешней отделки. Лично я не хотел бы жить сером городе, состоящем из одних таких зданий.
03. Центральную часть здания венчает имперский орел - в ходе послевоенной денацификации Германии его оставили, убрав лишь свастику из его когтей.
04. Материал отделки здания типичен для гитлеровской архитектуры - это серые каменные плиты большой толщины. Именно этот материал был предложен Шпеером и утвержден Гитлером в качестве основного отделочного материала построек "новой Германии". По замыслу фюрера, подобный материал должен был вызывать у будущих поколений "священный трепет" перед могуществом и силой чего-то там... не помню чего.
05. Сейчас этот материал вызывает лишь уныние. Среди сверкающих современных построек, среди изящных берлинских зданий XIX века гитлеровские колоссы выглядят угрюмыми недостроями из нештукатуренного бетона.
Старое деревянное окно, покрытое пылью и патиной времени.
06. В кустах, посаженных возле здания в виде живой изгороди, а также в нишах оконных откосов живут воробьи:) Им здесь комфортно и хорошо. Может быть, это и есть лучшее применение этому творению человеческих рук, а, Гитлер?
07. Идем дальше. Следующее здание - министерство авиации Люфтваффе, называемое также "министерство Геринга". Обратите внимание на рисунок окна - он напоминает обычный жилой дом из австрийской провинции, а кладка огромных каменных блоков выглядит как кирпичный рисунок того же деревенского дома. Как говориться, "фюрера можно вывезти из провинции, но провинцию из фюрера - никогда".
08. Здание очень большое, занимает целый квартал. Внутри - длинные коридоры, залы для общих собраний и более 2000 рабочих помещений. Решетчатая ограда у главного входа - оригинальная, а на опорных колоннах ограды раньше сидели бетонные "имперские орлы".
09. Каменная кладка стен.
10. Ступеньки.
11. Боковой выход.
12. Внутренний двор.
13. Окна и балконы. Все выглядит достаточно топорно, словно маленький настольный макет здания вдруг увеличили в десятки раз. Сам Альберт Шпеер, проезжая по послевоенному Берлину и глядя на творения рук своих, заметил - "мы строили всё без учета масштаба".
14. Быстрее, быстрее спешим расстаться с деревней и прежним миром! Там все витеватое - у нас будет все квадратное. Там есть лепнина - у нас её не будет. Там есть человечность - а нам она не нужна. Как бабахнем!
15. На боковой стороне министерства Геринга со стороны Лейпцигштрассе сохранились вот такие фрески, заменившие в начале пятидесятых работы Арнольда Вальдершмидта с изображением солдат Вермахта.
16. Боковые двери здания. Размеры каждой - метра по четыре в высоту.
17. Оригинальная медная ручка "тысячелетнего Рейха", тронутая патиной и тленом времени. Ручка расположена примерно на уровне носа человка среднего роста, и нажимается достаточно топорно, тяжело. При взгляде на нее меня почему-то стал разбирать смех:)
18. Следующая постройка - офисное здание Фридрихштадт, построенное в 1935 году по проекту архитектора Юргена Бахмана.
19. Стилистически это наименее "нацистское" здание из всех построек той эпохи, что сохранились в современном Берлине. Скорее обычный функционалистский офисный проект, почти без примеси идеологии и компенсации деревенских комплексов. О временах и нравах эпохи говорят лишь монолитная бетонная кровля, рассчитанная на бомбардировку с воздуха, и объемный бункер, находящийся под зданием.
20. И еще, пожалуй, некоторые элементы декора опорных колонн.
21.
22. На одной из колонн у входа сохранилась вот такая плита, на которой указан год постройки и имя архитектора.
23. Облицовка здания здесь похуже, чем в других зданиях - некоторые стыки между плитами сейчас выглядят вот так. Внутри шва - труха восьмидесятилетней давности и какая-то паутина. Плиты пахнут пылью.
24. Следующее сооружение - знаменитое "Министерство Просвещения и Пропаганды", известное также как "Министерство Геббельса". Оно также занимает почти целый квартал, выходя одной из сторон на Вильгельмштрассе.
25. Зайдем внутрь. В холле остались оигинальные элементы декора - потолочная лепнина и обрамления дверных проемов.
26. В материалах и формах - все та же патологическая "тяга к вечности" и назойливое желание избавиться от прошлого - "там круглое, у нас квадратное! мы новые супер-люди!"
27. Обойдем вокруг. Как и остальные постройки Рейха, здание производит достаточно унылое впечатление. Все однотипное и огромное. Человек должен здесь чувствовать себя мелкой козявкой - "смотри, мальчик, сейчас из этой огромной двери выйдет дядя такого же размера, и тебе мало не покажется".
28. Вся эта грандиозность масштабов вызывает лишь грустную улыбку. Король Лир на пороге безумия говорил:
"...еще не знаю сам,
Чем отомщу, но это будет нечто,
Ужаснее всего, что видел свет."
29. В этой цитате - вся философия архитектуры нацистской Германии.
30. Даже элементы декора какие-то удручающие. "Я такой серьезный, что даже сам себе в зеркале не улыбаюсь". "От одного моего пронзительного арийского взгляда цветы вянут и становятся внизу квадратными!"
31. Решетки здания, между тем, потихоньку подтачивает время.
32. А где-то возле стен вырос одуванчик. Хорошо ли ему здесь? Думаю, не хуже чем воробьям у "министерства труда".
33. Идем дальше. Вот это - так называемый "Дом Швейцарии", еще одно здание тех лет.
34. Колонна аркады, тронутая временем и следами прошедшей войны.
35. На первых этажах здания сейчас, в основном, современные магазины, но кое-где сохранились и оригинальные интерьеры. Выглядят мрачно.
36. Ступени здания тронуты временем, которое в итоге не оставляет ничего от "тысячелетних рейхов".
37. Следующая постройка - бункер ПВО на Рейнхардштрассе. Здание, в отличие от "гражданских" построек, ничем не облицованное и созданное из монолитного бетона. Вот так, прямо посреди улицы стоит огромный бетонный "саркофаг".
38. Кое-где сохранились остатки элеткросети.
39. Проемы входных дверей.
40. Вокруг помеченных войной стен угрюмого бункера давно выросли зеленые деревья, а новые поколения людей положили плитку и построили современные стеклянные здания.
41. Бункер смотрит на мир пустыми глазницами вентиляционных каналов. А граффити на его стенах говорят о том, что эпоха нацизма осталась в далеком прошлом.
Добавиться в друзья можно вот тут.
______________________________________________
Понравился пост? Расскажите о нем, нажав на кнопочку ниже:
|
</> |