Берегите лес, вашу мать
d_kamen — 15.12.2010 Это статья Константина Возмителя, заместителя директора по охране заповедника Денежкин Камень.Как должна быть устроена охрана заповедника (и как она устроена на самом деле).
Статья написана, понятное дело, в связи с уголовным делом, которое против него возбудили.
Я не судья, но прочитал с интересом (потому что первый абзац — в точности про меня).
И написано хорошо. Букуф много, но они того стоят.
Константин Возмитель
заместитель директора
заповедника Денежкин Камень
Об охране горнотаёжной местности или заповедника.
Часто, общаясь с разными людьми о заповеднике, об его охране, я прихожу к выводу, что очень немногие люди представляют себе, что это такое, или имеют об этом весьма своеобразное представление. Так, некоторым представляется заповедник как участок земли, огороженный забором, где в углу на вышке сидит охранник, поглядывает в окошко и на монитор, где мерцают изображения с нескольких телекамер, расставленных по периметру забора. Изредка охранник выходит пройтись по территории, более для того, чтобы размяться и прислушаться к тому, что там, за забором.
А там, за забором, сидят браконьеры, и следят за охраной. И, как только увидят, что охрана по какой-либо причине отсутствует, сразу перебираются через забор и начинают стрелять, рубить, поджигать. И вернувшийся внезапно охранник укладывает всех лицом вниз, нажимает на кнопку, и через три минуты всех, повязанных, доставляют в милицию, где они покаянно дают показания....
На самом деле, это не так. Заповедник представляет собой 800 квадратных километров горной тайги. Это необжитая территория, с горными хребтами и вершинами, с непролазными чащами, с болотами, без дорог, без милиции и скорой помощи, где человек полагается только на свои ноги и голову. Здесь человек зависит от капризов погоды, от своего умения, смекалки, счастливого случая. В таких условиях приходится работать и инспекторам охраны заповедника.
Итак, территория заповедника.
Много или мало.
Представьте себе полосу, шириной в 10 километров, и в длину как от города Североуральска до города Серова. Как вы думаете, сколько надо человек, чтобы охранять эту территорию от проникновения на неё посторонних?
Именно такая задача стоит перед службой охраны заповедника, - держать под контролем 160 километров границ и 800 квадратных километров территории.
Выполнение этой задачи не так нереально, как может показаться на первый взгляд.
Необходимым условием для успешной работы охраны является понимание и одобрение хотя бы частью населения той цели, которая стоит перед заповедником, и тех задач, которые заповедник выполняет. Инспекторы охраны заповедника наделены полномочиями в области административного права, - они могут и обязаны пресекать административные правонарушения и привлекать граждан к административной ответственности, а иногда обязаны передавать материалы для возбуждения уголовного дела, в милицию.
Поэтому успешная работа охраны заповедника не может быть обеспечена без поддержки правоохранительных органов, местной власти. Правонарушения в области охраны природы, так же, как и любые другие, сдерживаются не столько количеством работников милиции, сколько неотвратимостью наказания. Поэтому рассуждения о количестве человек в охране заповедника второстепенны.
Будь в охране достаточное количество инспекторов, если нарушители режима заповедника не будут наказаны, все усилия инспекторов могут пойти насмарку. Но, тем не менее, количество инспекторов должно быть как-то обосновано.
Территория заповедника охраняется методом наземного патрулирования. Другими методами на сегодняшний день заповедник просто не располагает, хотя в наш век высоких технологий, несомненно, есть технические средства, способные облегчить работу инспекторов охраны.
Итак, переходим к рассуждениям о численности работников охраны, подкрепляя свои рассуждения некоторыми невыдуманными данными.
Наша задача - патрулировать территорию.
Поиски нормативов для площадей обходов или протяжённости маршрутов патрулирования для лесной охраны результатов не дали.
Есть среднестатистические данные площади одного лесного обхода на одного лесника в Советском союзе. По данным Гринпис, это 16 000 га.
В проектной записке по организации заповедника "Денежкин Камень" на одного лесника рассчитан один обход площадью 10 000 га. Это квадрат 10 на 10 километров.
При этом речь идёт об обходчиках, "лесных сторожах", постоянно живущих в лесу, совместно с семьёй ведущих натуральное хозяйство и лесной промысел.
То есть, примерно на каждые 100 квадратных километров предполагается поселение, хутор, ферма, если это необжитой район.
Территория заповедника по сути не может быть "обжитым районом". Значит, на его территории, исходя из площади 800 кв.км., нужно организовать до 8 поселений, в которых непрерывно будут проживать либо 8 одиноких мужчин, либо семей, - без каких-либо элементарных бытовых коммуникаций.
Такую систему охраны леса принято называть кордонной.
Каждый такой кордон должен быть обеспечен транспортом, дорогой, радиосвязью, дровами, электричеством, водой, как минимум.
На сегодняшний день в Росси нет лесников в выше изложенном понимании этого слова. В государственных природных заповедниках охрану территории выполняют государственные инспекторы охраны, наделенные специальными полномочиями. Инспекторы отвечают как за территорию, так и за имущество.
Исходя из этого, посчитаем, сколько человек должно быть в отделе охраны для того, чтобы ежедневно на площади хотя бы в 100 кв.км. присутствовали инспекторы охраны. В условиях необжитой местности передвижение в одиночку запрещено. На заповедники, как на Федеральное государственное учреждение, распространяются нормы трудового права, техника безопасности, охрана труда. Как минимум, на маршруте должны быть двое. Так же, как мы видим на улицах в милицейских патрулях.
При этом совершенно недопустимо, чтобы кордон и находящееся в нём имущество оставалось без присмотра. Значит, должен быть человек, выполняющий функции сторожа. Таким образом, для выполнения охраны должно быть на одном кордоне минимум три человека. На 8 кордонов - 24 человека, соответственно.
По нормам трудового законодательства, работник не может выполнять работу в течении большего времени, чем это установлено по норме. Норма часов установлена из расчёта 8-ми часового рабочего дня.
То есть, для того, чтобы охрана осуществлялась непрерывно в течении суток, и каждодневно в течении месяца, года, - требуется три рабочих смены. Именно так работают все охранные предприятия. То есть, на каждый кордон, таким образом, требуется по 9 человек. Итого имеем, на 8 кордонов - 72 человека сторожей и инспекторов.
Допустим, что это требование выполняется. И мы имеем, таким образом, круглосуточное ежедневное патрулирование территории, где на каждую патрульную группу приходится по 100 квадратных километров тайги.
Представьте себе квадрат леса со стороной 10 километров.
Когда в одном углу этого квадрата находится патрульная группа, что мешает нарушителю находится в противоположном углу этого квадрата, проникнуть внутрь его, и через сколько времени патрульная группа может прийти в это место? Теоретически, группе предстоит пройти 20 км, если по сторонам квадрата, или 14 км, если по диагонали. За неимением других нормативов, обратимся к опыту, и к Единым нормам выработки для топографо-геодезических работ (см. приложение).
Нашу территорию можно отнести частью к 3, частью к 4 категории. По норме, за смену группа может проходить от 14 до 20 километров. То же самое подсказывает и опыт.
Мы исключаем здесь туристические рекорды. То есть, при любом раскладе охрана прибудет в место нарушения примерно через 8-12 часов, за то же время нарушитель может отдалиться на те же 14-20 километров от патрульной группы. И это - "идеальный" случай.
В реальности, чтоб территория находилась под охраной хотя бы 12 или 8 часов в сутки ежедневно, численность охраны должна быть соответственно 36 или 24 человека. Если исключить сторожей, то 24 и 18 человек. Это минимум. Это без учёта праздников, выходных, больничных и отпусков.
Теперь самое время обратиться к нашим реалиям.
В отделе охраны заповедника работает 10 человек. В идеальном случае, мы имеем максимум две патрульные группы, то есть, на одну группу - охрана четырёхсот квадратных километров территории. В том числе, и от пожаров.
О пожаре.
Пожар - это чрезвычайное происшествие. Каждый гражданин обязан, при обнаружении лесного пожара, сообщить об этом, и принять меры к тушению пожара. Учитывая при этом, однако, что высшей ценностью является человеческая жизнь. На инспекторов охраны заповедника возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности на территории заповедника. В остальном их обязанности не отличаются от обязанности любого гражданина нашей страны, а именно - вовремя сообщить и принять меры к тушению пожара своими силами, до прибытия специалистов по тушению пожара.
Именно поэтому заповедник заключил договор об оказании помощи в тушении пожаров на своей территории с пожарной частью.
В июле этого, 2010 года, 15 числа, на территории заповедника был обнаружен пожар.
Сообщение о возгорании леса поступило немедленно, сразу после обнаружения.
Не "до", не "через несколько", а - сразу. Сделал это местный житель, и сообщил он об этом местному же лесничему. Было это в восьмом часу утра. Поскольку пожар обнаружен на территории заповедника, лесничий сообщил об этом в дирекцию заповедника, сделав это спустя более трёх часов после получения первого сообщения. Так или иначе, с утра 15 июля о пожаре знали все, кому было положено об этом знать.
Инспекторы заповедника прибыли к месту пожара для обследования и тушения первыми, спустя примерно три часа после получения сообщения о пожаре.
Первая реакция начальника пожарной части, с которой был заключён договор о тушении пожара, была неожиданной.
А именно: он отказал в помощи.
Пожаром на тот момент было пройдено, по данным наземной разведки, около 12 га, авиаразведка определила площадь горения в 4 га. Это - 15 июля. Никакой помощи инспекторы охраны заповедника в этот день не дождались. Поздно вечером прибыл первый трактор, и начал опашку. Площадь пожара к тому времени, за день, увеличилась до 40 га.
Начальник пожарной части всё-таки приехал посмотреть на пожар, глубокой ночью уже. Оценив обстановку, он пришёл тогда к выводу, что тушение пожара не представляет никакой сложности, и что заповедник справится своими силами. С тем и уехал.
"Силы заповедника", состоящие из шести человек, УАЗика, бензопилы и четырёх ранцевых опрыскивателей, без воды, остались "дотушивать" пожар, ночуя при этом рядом с пожарищем, за опашкой.
Наступило 16 июля.
Тракторы сломались. Смены инспекторам нет, помощи тоже нет. Только спустя 30 часов прибыла первая пожарная машина. По мнению тех, кто был на пожаре в первый день, огонь можно было остановить, если бы 15 числа были люди и вода. Вода, которую можно было доставить пожарной цистерной. Возможность проехать к месту пожара и к месту заправки водой - была.
Однако ни в первый день, ни в последующие, ни одной пожарной машины из Североуральска на тушении пожара в заповеднике - не было. Главной заботой - не всех, - некоторых пожарных, и я тому свидетель, - было не тушение пожара, а - "не поцарапать машину". Объяснялось это просто, - весь ремонт машин в пожарной части выполняется за счёт экипажа.
К "чести" начальника Североуральской пожарной части - ни одна машина у него не была поцарапана.
И вообще его бойцы - молодцы.
И пожар успевали тушить, и браконьерскую рыбку сетями ловить в заповеднике.
Вообще, пожарные были озабочены тем, чтобы огонь из заповедника не перешёл на "областные земли", в "лесфонд".
И, когда возникала такая угроза, все силы перебрасывались на защиту "лесфонда". Таким образом, пожар был "загнан" в заповедник, туда, где тушить его было невозможно никакими техническими способами. По мнению других участников тушения пожара, с первого дня было ясно, что тушить его бесполезно. Что и подтвердилось временем.
Так или иначе, пожар, который по оценке начальника пожарной части, никакой сложности в тушении не представлял, бушевал полтора месяца, и охватил 3, 5 тыс. га территории заповедника. Охватил, не уничтожил, как многие думают.
К месту отметить, что в условиях небывалой, аномальной жары и засухи, горел не только заповедник. И не только заповедник не могли потушить. А вот уже сегодня мало кто вспоминает о летних пожарах,- а чего про них вспоминать, - зима, Новый год скоро.
К месту отметить, что в Североуральском районе пожар в "Денежкином Камне" - не единственный, и не самый опасный, и, возможно, что и не самый крупный. В соседнем, Ивдельском районе, пожаром пройдена территория, по площади в три раза больше, чем весь наш заповедник, сгорел населённый пункт. В заповеднике же выгорело меньше 4 процентов его территории, пострадавших - нет.
Зато есть обвиняемый в уголовном преступлении "за пожар". Обвиняется начальник охраны заповедника, в том, что допустил пожар, не принял меры к его ликвидации, строго говоря, - проявил халатность и легкомыслие. Давайте поищем его, этого начальника, потому что до сей поры он не был упомянут нами ни разу, и найдём её, эту его халатность.
О халатности и легкомыслии.
По мнению обвинения, начальник виновен в том, что допустил возгорание, вовремя не заметил его, вовремя не потушил.
Пожар начался в конкретном месте, квартал № 202 заповедника, и был замечен 15 июля, как раз в тот день на территории заповедника не было ни одного инспектора охраны.
Казалось бы, возразить нечего. Остался заповедник на денёк без присмотра, - нате вам пожар. Это так обычно бывает, как только где в заповеднике нет никого из инспекторов - там сразу загорается. Вот вам и халатность.
А почему 15 июля на территории заповедника не было ни одного инспектора?
- Да по легкомыслию начальника, - думал, что не загорится. Всегда, понимаете, загорается, а тут, видите ли - не загорится! Вот вам и причина, и следствие, вот вам и виновный. Всё это, изложенное здесь в шуточной форме, тем не менее, не шутка. Видимо, прокуратура действительно так рассудила, раз дело доведено до суда. Теперь неплохо было бы перечитать всё здесь написанное с самого начала.
Вот дополнительная информация для размышления.
Последние годы, да и предпоследние тоже, сумма финансирования заповедника на противопожарные мероприятия равняется нулю. Это те деньги, которые заповедник тратит на защиту леса от пожаров. При этом не надо думать, что на эти ноль рублей ничего не делается. Противопожарная агитация проводится, информационные щиты на границе заповедника вывешиваются, пожарный инвентарь приобретается и подготавливается к сезону, план мероприятий разрабатывается, пожарная команда создаётся, дежурство устанавливается, учёба организуется, договор заключается, патрулирование усиливается. И делается это не по решению комиссии по пожарам, которая подняла тревогу только 9 июля, а делается это в заповеднике перед началом пожароопасного периода каждый год.
Так, в 2010 году марте на территории заповедника инспекторами отработано 43 человеко-дней, в апреле 26, в мае - 90, в июне - 104, на июль запланировано было отработать 99 человеко-дней. При всём при этом, и в июле, и в июне были такие дни, когда в заповеднике не было инспекторов. На июль таких дней запланировано 7, в июне было 6, в мае (самом опасном месяце в пожарном отношении) - 3, в апреле - 19, в марте - 20.
Теперь давайте вспомним наши рассуждения о количестве работников в отделе охраны. Нами было показано, что вполне оправданным было бы число - 72 человека, при этом, было также показано, это количество не гарантирует отсутствие нарушителей на территории заповедника. В распоряжении начальника охраны для патрулирования территории - всего 10 человек.
В июле, конкретно с учётом отпусков и больничных, в охране территории могли участвовать 6 инспекторов. Становится понятным, что обеспечить непрерывное каждодневное присутствие инспекторских групп на территории заповедника невозможно. Даже если одна группа постоянно присутствовала на территории заповедника, то она не могла быть там одновременно во всех местах.
Противопожарная охрана не является основной функцией инспекторов охраны заповедника. С другой стороны, сообщение о пожаре, принятие мер по его тушению является обязанностью ЛЮБОГО гражданина. В связи с этим, именно в плане пожарной безопасности, присутствие в летний на территории заповедника сотрудников, не являющихся инспекторами охраны, существенно облегчает инспекторам работу по наблюдению за территорией. И, если принять действенных мер к нарушителю заповедного режима работник, не наделённый правами инспектора, не может, то он может передать сообщение о нарушителе, и уж тем более, о случае возгорания леса. Для этого нет необходимости присутствия на территории именно инспектора.
Конкретно накануне 15 числа, 13 июля, на территории заповедника, в непосредственной близости и видимости, работала группа научных сотрудников, вместе с инспектором охраны, - никаких очагов пожара ими отмечено не было. В этот же день местный житель проезжал по границе заповедника в 1,5 километрах от очага пожара, - признаков пожара им не отмечено.
На следующий день, научные сотрудники сторонней организации ведут наблюдения на горе "Денежкин Камень", в прямой видимости пожара - очагов возгорания они не отмечают. Присутствие или отсутствие инспектора охраны в этот день на территории заповедника ничего не меняет. Выход патрульной группы запланирован был, по чистой случайности, как раз район пожара, на 16 июля. В чём проявлено легкомыслие начальника охраны и где его халатность?
Вероятно, по мнению прокуратуры, начальник охраны обязан был направить инспекторов в место будущего возгорания к моменту возгорания, а лучше бы минутой раньше, - вместе с поджигателем? Так можно обвинить каждого, любого милиционера, что он не оказался на месте преступления в момент, а лучше на мгновение раньше, чем оно совершилось.
Со всей ответственностью могу сказать, что, если бы инспекторы были на территории 14 и 15 июля, то были бы они не в кв. 202. Маршруты патрулирования были бы по речкам и границам. Это может показаться неожиданным и непростительно преступным, но инспекторы во время работы ночуют на территории заповедника. И для отдыха используют, как ни странно, избушки.
Ближайшие избушки, где могли бы базироваться инспекторские группы (что и планировалось на 16 июля) - в 6 и в 8 километрах от кв. 202. Обе - за горами. Так что, в любом случае, возгорание в кв. 202 было бы замечено не сразу.
Конечно, могло и так совпасть, что инспекторы увидели бы самое начало пожара. Но всё это дело случая, и дар предвидения никому в должностные обязанности пока не вменён. Тем не менее, если не 15-го, то 16-ого числа пожар был бы замечен непосредственно на месте непосредственно инспекторами.
Действительность предъявила доказательства того, что от того, замечен был пожар 15-ого, или был бы замечен 16-го - ничего не изменилось бы.
Так в чём же преступная халатность?
В том, что начальник знал заранее о том, что в 202 квартале будет пожар, и ничего не предпринял?
В том, что начальник знал о том, что рядом с очагом пожара находились посторонние люди и ничего не предпринял?
Но разве есть доказательства, что следствием того, что какой-то человек прошёл через заповедник, неизбежно бывает пожар? И что, если у кого-то был умысел на поджог, при наличии на территории 800 квадратных километров десяти инспекторов сразу, у него не было бы никакой возможности совершить это?
http://vsesnip.com/Data1/50/50719/index.htm#i10951481
Пешие переходы на топографо-геодезических работах
Характеристика категорий трудности переходов
I категория | Степь ровная или холмистая без промоин и оврагов. Дороги, тропы в степи, в равнинной или в холмистой, залесенной, незаболоченной местности. |
II категория | Степь холмистая с промоинами и оврагами. Предгорная открытая местность. Поля с уплотненным пахотным слоем. Незаболоченный лес без подлеска или с незначительным подлеском в холмистой или равнинной местности. Дороги, тропы и просеки в залесенной, всхолмленной или равнинной местности, местами заболоченной. Дороги и тропы в открытой горной местности со спокойным рельефом. Проселочные дороги в песчаной местности. |
III категория | Местность всхолмленная, залесенная, местами заболоченная, без дорог и троп. Легкопроходимое болото. Пески или свежая пахота. Горная незалесенная местность с незначительным количеством скальных обнажений и осыпей, без дорог и троп. Тропы в горнотаежной или сильно пересеченной открытой горной местности. Полузакрепленные и закрепленные ровные пески. |
IV категория | Местность всхолмленная, в низинах заболоченная, заросшая лесом и подлеском. Горно-таежная местность. Горная местность со скальными обнажениями и осыпями, частично покрытая древесной и кустарниковой растительностью. Сухая тундра. Переходы без дорог и троп. Полузакрепленные и закрепленные бугристые пески. |
V категория | Местность горная, сильно пересеченная с крутыми склонами, скальными выходами, осыпями и обрывами. Сильно заболоченная тайга в равнинной местности. Заболоченная озерная тундра, мари. Незакрепленные пески. Переходы без дорог и троп. |
Таблица 188
Нормы времени и нормы перехода (в числителе - норма перехода в смену, км; в знаменателе - норма времени на 1 км, ч.)
Номер нормы | Наименование процесса | Категория трудности перехода | ||||
I | II | III | IV | V | ||
4 | Пеший переход с грузом до 15 кг на одного человека | 32,00 0,250 |
25,16 0,318 |
19,42 0,412 |
13,72 0,583 |
9,14 0,875 |
Ну и картинки (потырено у roizman, из поста о его поездке в Денежкин Камень).
Анна Квашнина и Константин Возмитель.
***
— Что случилось с ИМР?
— Она утонула ©
А Фома не утонул совсем вовсе даже.
|
</> |