Береги интерлиньяж смолоду!
 kniga_bukv — 30.07.2021
                                                
                        
                        

Береги интерлиньяж смолоду!
А вот кто-то совсем недавно рубил дрова.
Владимир Арсеньев. «В горах Сихотэ-Алиня»
История мало кому известного мема уводит нас в те прекрасные
доглухоманьские времена, когда дизайнеров толком ещё не было.
Это сейчас они появились во множестве,
благодаря различным ускоренным курсам.
«Научу классической живописи и акварели за 72 часа!»
Прогресс, он такой, его не остановить. Так вот о дизайнерах.
Дизайнеры – они как лошади: или цирковые, или рабочие.
Цирковые, в блёстках и с чёлочками, тоже нужны миру, но для красоты.
А если насчёт спроектировать книгу, или корабль, или портки для жизни,
то требуются другие дизайнеры – рабочие дизайнеры различных специализаций.
Во времена дремучие, ещё до компьютеров, но сразу после динозавров,
функции графических дизайнеров выполняли наборщики и метранпажи.
Это была особая каста типографских интеллигентов
со своими особенностями работы, быта и фольклора.
И как у любой профессиональной касты,
весь фольклор у наборщиков строился вокруг дел и событий
их ежедневной работы, для посторонних загадочной.
Шуточки их, как шуточки офеней или городских извозчиков,
были непонятны вне их узкого круга даже в те времена,
что уж тут говорит про сейчас.
Буркнет такой: «И что ты тут засечки растопырил, как бодони?»
в адрес собрата, загородившего собой проход, –
собрат поймёт и посторонится. А чужих в типографиях не бывает.
Складывая литеры в слова, а слова в строки, следили наборщики за тем,
чтобы и строки получались ровные, и интерлиньяж,
то есть расстояние между ними, тоже.
Хотя интерлиньяж вовсе не был тем, за чем нужно было специально следить.
Металлические литеры и так не позволяли придвинуть строчки
слишком близко, так что задача беречь интерлиньяж была
более дзенской практикой, чем технологическим требованием.
Не правилом, но мемом, суммирующим то,
что не предусматривалось должностными инструкциями
и производственными нормативами,
но подразумевалось в профессии по умолчанию.
А потом высокий набор ушёл в закат – но не как солнце, не до завтра, а навсегда.
И огромный наборный цех с тысячью шрифтовых и политипажных касс,
с сотней работников в три смены, курилкой, столовой и красным уголком стал помещаться
в небольшую, тихо жужжащую настольную коробочку.
И профессия наборщика умерла.
И метранпажи разделили участь динозавров.
И фольклор их унесло ветром.
Да и что тут поделать?
Но одна их поговорочка, генезис которой никем всё ещё не исследован,
осталась актуальной. Потому что она – про самую суть графического дизайна.
Потому что именно сейчас эти настольные коробочки стали позволять
творить с интерлиньяжем всё, что заблагорассудится –
в коробочке тормозов совсем нет.
А прекрасные буквы нам в наследство остались,
их всё так же нужно расставлять в строки,
собирать в полосы и складывать в книги.
И всё так же это нужно делать красиво,
как завещал Гутенберг, как учил Чихольд.
Не путать ёлочки с лапочками. Различать знаки Е и Ё.
И беречь интерлиньяж!
Смолоду!
Береги интерлиньяж смолоду!
2001
Дерево, объекты
38 × 47 × 8
частная коллекция
            
                    Фильмы о футболе, которые стоит посмотреть каждому фанату                
                    Только Бухольц, и никак иначе                
                    16 октября  ●  "День шефа", "День северного ветра" и не только...                
                    Акадиа. Туман.                
                    Ретро-автомобили на Кубе: винтажные машины на улицах Гаваны                
                    Пост насчёт профессионализма отечественной прессы имел громкий резонанс                
                    Горят швайнекройцы! 277й выпуск потерь бронетехники ВСУ                
            
                    Стратегия "Китай-27"                
            
            
            
