Белой Акации - 6.

топ 100 блогов tandem_bike01.01.2016 Опять же, захваленная я сейчас сделаю отступление.

6. Кого мы видели в Риме? кто вообще эти "мы"?




У Рубиной в ее единственной после журнала Юность прекрасной книге, Вот Идет Мессия - описано, как эта ташкентско-московская высокомерная снобиха видит "лицо своего народа" - она имела в виду мне кажется "простых" евреев из республик, рабочих, торговых, ремесленных людей абсолютно непохожих ни на ее застрявших в Узбекистане в эвакуации мамупапу, ни на рафинированных обрусевших тусовиков ее московского мужа-художника. Эти люди у нее вызвали тошноту и ужас - типа как, это что, евреи?

Да, милочка Диночка, и это евреи. Причем намного более евреи чем вы или ваш шепелявчик-интеллигент муж.


Таких необычных для москвича евреев - бухарских, грузинских, молдавских - и мы видели тоже, задолго до путешествия Дины в Израиль - она же в 90х уехала. Интересно что мои знакомые израильтяне 70х годов исхода очень презрительно отнеслись к сильно понравившемуся мне "Мессии". Они там нашли много оскорбительного, нечестные шаржи, сведениe дешевых счетов, даже клевету. Но для незнающего изнанку - книга ценна и интересна и сейчас.

Главное чем эти восточные мишпухи или западноукраинские отличались от нас - они-то были именно не "потерянные" а истинные евреи, абсолютно комфортабельные в своей еврейской коже, знающие традиции, еду, праздники, немного владеющие кто идишем кто ивритом на уровне сидура. Мы для них были не евреи а что-то странное, противное. Вековое презрение штетла к выкрестам распространилось и на нас, московитов-ленинградов. Мы для них были жалкие совки, забывшие о своей сущности, продажные или просто тупые.

Одна из мне известных трагедий в Риме была - Ромео из "наших" и Джульетта из условно "бухарских" евреев. Не знаю что делала девушка, но Ромео кончал с собой почти удачно, я у врача переводила. Никогда бы не отдали за него бухарскую девушку из правильной, хорошей семьи.

Общались мы с этим лицом нашего многоликого янус-народа мы мало, только переводя, или те кто брал "израильские" автобусы и ехал на них "на Север" и "На Юг". Аня_И меня поправит если плохо помню - в ранние 70е какие-то уже уехавшие в Израиль русскоязые евреи промышляли в Риме бизнесом развоза скучающих беженцев по туристским местам. Видимо они брали напрокат автобусы, забивали их и везли аидов за доступные им сольди смотреть на Неаполь или Милан-Флоренцию-Венецию... Оля-рентгенолог съездила (а Пяточкам была понятно до фени Венеция, и денег жаль, их же можно было съесть) - и с большим юмором рассказывала про автобусных гидов, правда у нее плохо получался колорит, но суть была понятна - А тама жил дожж. Xто ? а Дожж, ну дожж, панимаишь? Золотая крошка видишь? Дожж! Девка его гуляла, он пронял, она и бросилась в канал. Прямо с этого балкона, да. Насмерт? A ты думал - не насмерт, не думай.

У меня тоже плохо получается, простите уж.

Но общались со своими, серопиджачными и серолицыми. Я ходила с ними на всякие просветительные лекции, которых в ХИАСЕ было даже слишком много. В конце концов, мало кто жил как мы за углом в старинном особняке с Пяточками и Олей, большинство тащилось из Остии и Ладисполи на электричке, а зачем?

К сожалению примерно за тем же что Арон Тургенев описал в Найане - за пренебрежительным и абсолютно ненужным и даже вредным пиздежом "про Америку" и как там себя вести.
Люди были очень разные. Помочь им снисходительными плоскостями про то как надо в Америке - было невозможно. Им вообще помочь было невозможно. Они сами когда доехали себе помогли - кто сумел.

Это был такой сморгасборд из профессий, в основном мужских - я кажется была обычно единственной женщиной в комнате, за редкими исключениями, среди серых пиджаков - там были литературные критики, профессора, бухгалтеры, инженеры, учителя, врачи, товароведы (что это такое я не понимаю и сейчас), экономисты, писатели, журналисты, актеры, каждой твари по паре!

И почти каждая тварь надеялась найти себе применение в Новом Свете, желательно по профессии. Товароведа? Журналиста?? профессора ВГИКа??

Настоящие профессора "твердых" и даже "мягких" наук, известные люди, в общем уже ехали в конкретные места куда их звали. Те из них кто был без связей и помоложе - им советовали аспирантуру. Наплевать на свою кандидатскую и сделать "тамошнюю". Это был правильный совет. Последовавшие ему гуманитарии, включая моего любимого поэта, которому было под 40, и моего любимого школьного учителя литературы, совсем немолодого, под 50 - потом профессорствовали в Америке успешно до старости и смерти.

Учителям школьным и бухгалтерам пытались честно сказать что им придется заняться чем-то иным. Многие из них стали программистами на "курсах", но об этом потом. Тренеры и учителя музыки ехали в счастливой уверенности что кусок хлеба с маслом заработают, и были правы, хотя трудный это хлеб, тяжелая жизнь.

Но была и толпа кинокритиков и экономистов, которым, хиасовские тетки знали, придется худо, особенно без языка. Их пытались настроить на американ дрим, на то что стыдных работ не бывает, на то что придется может заняться физическим трудом. Особого сочувствия это предложение не встречало - массы были информированы о том что "пособие" дадут и так, и нечего дергаться. И не дергались. Это была одновременно самая продуктивная "волна" эмиграции, и самая пассивная, по сравнению с волной 90х, те ехали работать как угодно и кем угодно, не рассчитывая на подачки и гражданство. А моя волна таки знала что ручки уже подставлены. Был некий сенс оф энтайтлмент, люди качали права - хиасовские выплаты и прочие услуги принимались не как милостыня, которой они были, а абсолютно как должное. Это было неприятно и стыдно для нас, русскоязычных работников ХИАСа, и мы видели как меняются итальянцы и американцы - перегорают, начинают злобно и подозрительно считать беженцев пиявками и тунеядцами, услышав знаменитое "Ви меня вивезли, ви меня и кормите" в разных исполнениях.

Одну из этих лекций давал хорошо известный мне человек, американец, он несколько месяцев "стажировался" у меня в школе в Москве, старшеклассницы падали от высокого голубоглазого с желтыми кудрями парня, о том что он собственно еврей и "агент ХИАСа" не узнали мы даже когда его выслали за его какую-то деятельность, наверное за связи с отказниками.

Помню смешное. Он читал что-то про поведение. Он прекрасно владел русским, хоть немножко дубовым, простым, и его цель была донести до забитой комнаты серых пиджаков и серых лиц интеллигентов - что американцы люди непосредственные и неформальные, и как, не зарываясь, общаться с ними и чего ожидать. Лекция конечно была абсолютно бесполезная, люди сами научатся или нет, но первое что он сделал - сел на стол, поднял ногу, задрал штанину и начал с наслаждением скрести волосатую икру - когда перед ним чинно сидели сам-сорок пиджаков, я, и тетенька в берете, режиссер. Шок некий был у берета и у пиджаков, они переглядывались в ужасе. До сих пор не знаю нарочно Дэвид так или просто нога зачесалась.


На этом комическом моменте торможу, и приземлятся мои воспоминания уже в Нью Йорке. Там я все же постараюсь отойти от себя и своей семьи немного. А то мне как-то неловко, неуютно превратить обещанный третиз об эмиграции в личную сагу.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Мой итог: Итак, вас выбралаСпокойная, покладистая машина. Она долго будет служить ...
В последнее время в своем блоге я стараюсь обходить стороной тему Украины. Но не мог не обсудить с вами высказывания премьер-министра Арсения Яценюка на тему «вторжения СССР в Германию и на Украину». Точнее, реакцию на эти слова. Можно по-разному относиться к сегодняшнему украинскому пра ...
Если я читаю  вне дома, то либо мне попалось что-то очень-очень интересное (к сожалению, такое бывает редко), либо нужно как-то где-то убить время. Потому что носить с собой книжки постоянно не очень удобно – слишком уж утяжеляют они ...
...
Почему русские - не славяне и совсем не арийцы? Ответ - потому что об этом говорят результаты генетического анализа. Как сообщают СМИ, никакого единого восточного славянства из русских, украинцев и белорусов нет. И никогда не было. Русские и украинцы - не славяне. А белорусы - вполне себе ...