Белорусский кризис: десять тезисов
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Белорусский кризис на мой взгляд явление слишком важное,чтобы украинцы могли позволить себе роскошь изучать его, не вылезая из теплой ванной. Потому я сегодня предлагаю совим читателя материал сайта Центр политической конъюнктуры (ЦПК) .
Это российский сайт по взглядам близок к Владиславу Суркову, но там работают достаточно профессиональные люди. Так что перед вами оценки не то, чтобы кремлевские, но примерно соответствующие взглядам одной из башен Кремля.
В высшей степени советую ознакомиться с материалом, особенно любителям видеть мир черно-белым а политику России примитивной (это касается как патриотов России так и патриотов Украины в равной степени)
Моя редактура - невелика и несущественна
1. Внутренние факторы кризиса. Политический кризис в Белоруссии имеет исключительно внутренние причины. Персоналистский режим Лукашенко давно смотрелся анахронизмом на фоне сравнительно мобильного и образованного белорусского общества. Эрозия поддержки белорусского лидера также происходила, судя по всему, длительное время и не только среди активной части населения. Ее позволяло скрывать полное отсутствие в стране нормальной социологии и публичной политики. Реакция Лукашенко на пандемию коронавируса и, судя по многочисленным свидетельствам, грубая фальсификация («рисовка») итогов голосования на президентских выборах стали триггерами для начала массовых протестов. То, что такого масштаба неприятия Лукашенко среди белорусских избирателей не ожидал никто в России и что у Кремля не было заранее никакого плана действий в разворачивающемся кризисе, — опять-таки результат отсутствия нормальных исследований и ориентации российской политической элиты на Лукашенко и его окружение.
2. Отложенный геополитический фактор. В рамках урегулирования политического кризиса в Белоруссии вопрос о геополитическом выборе страны не возникнет, если к этому не приведут непродуманные действия внешних игроков, прежде всего, России и ЕС, вмешательство которых может сыграть на усиление кризиса. Вместе с тем, вопрос о геополитическом выборе страны рано или поздно возникнет в демократическом белорусском государстве (если таковое появится по итогам кризиса) в силу объективных причин — активных связей белорусского общества и белорусской экономики как с Россией, так и с Европой и «неограниченным» усилением национальной идентичности, которая перестанет искусственно сдерживаться властью. Этот вопрос носит отложенный характер. Все риски, связанные с ним для России, будут давать о себе знать по мере формирования представительства разных политических сил в новой белорусской политической системе и их борьбе за власть.
3. Потеря легитимности. По итогам выборов Лукашенко потерял легитимность, а вместе с ним и вся созданная им система власти. Он может выжить только за счет насилия, цена которого, скорее всего, окажется неприемлемой для того, чтобы и дальше управлять страной. В настоящий момент среди экспертов популярна точка зрения, что одним из сценариев дальнейшего развития событий может стать так называемый венесуэльский сценарий, то есть потеря управляемости страной и наличие нескольких центров власти, признаваемых разными внешними игроками. Тем не менее перспектива превращения Белоруссии в failed state не выгодна прежде всего самой России, которой придется из своего кармана поддерживать видимость существования «государства Лукашенко». Кроме того, Москва ничего не сможет добиться от неуправляемой страны (любые инициативы будут рассматриваться белорусским обществом как направленные на сохранение Лукашенко у власти и отторгаться им), а сам факт поддерживания отношений с Лукашенко будет способствовать росту антироссийский настроений. В итоге, Россия может потерять симпатии белорусов даже без существенного вмешательства во внутренние дела республики. Наконец, если даже Лукашенко сумеет удержать власть, коллапс режима в будущем может быть более катастрофическим и менее управляемым.
4. Вмешаться, чтобы вынудить Лукашенко уйти. В виду критической зависимости Белоруссии от позиции России и ее поддержки Кремль является сейчас единственным игроком, который имеет рычаги для принуждения Лукашенко действовать в том или ином направлении. Российское руководство имеет все возможности сделать Лукашенко предложение, от которого тот не сможет отказаться. Такой возможности нет ни у ЕС, ни у Китая. Учитывая высокие издержки для России
|
</> |
Оставить комментарий
Популярные посты:
- Сторонники и противники Лукашенко собрались в центре Минска РИА НОВОСТИ
- ЦИК Белоруссии назвала сроки инаугурации Лукашенко РБК
- Дайджест: рабочие бастуют, Лукашенко готовится закручивать гайки Би-би-си Русская служба
- Оппозиция допустила участие Лукашенко в новых выборах Lenta.ru
- Литва запретит Лукашенко въезд в страну Газета.Ru
- Посмотреть в приложении "Google Новости"