Белый зал в Большом Гатчинском дворце

Здесь нет позолоты, но он во многом сохранил первоначальную отделку Антонио Ринальди - общую разбивку стен пилястрами, падуги перекрытия, наборные двери с наличниками розоватого искусственного мрамора. Для окраски стен и плафона архитектором использованы различные оттенки пастельных тонов — бледно-зеленых, голубых, сиреневатых. Такой фон превосходно оттеняет живописный гипсовый декор, создавая ту особую выразительность и «неровность», которая позволяет называть Белый зал наиболее интересным и ценным интерьером дворца.

Основой лепных композиций является растительный орнамент. На падуге — сочные гирлянды цветов и плодов представляют законченное целое, что достигается легкими изменениями поворота листьев, вьющихся стеблей, иными положениями цветка и его лепестков. То же можно сказать и об изысканных венках, украшающих торцовые стены. Еще один повторяющийся элемент, характерный именно для Ринальди, его своеобразная «подпись» — две перекрещенные ветки лилии с колосьями, перевязанные лентой.
В Белом зале Большого Гатчинского дворца уникальные наддверники, изображающие льва и громадных омаров, представляющих, возможно, летние знаки Зодиака, в колосьях пшеницы, цветов и плодов, которые являются едва ли не самым сильным акцентом в убранстве.


Полотнища дверей обрамлены наличниками из искусственного мрамора. Паркет декорированный мозаичными вставками набран по рисункам А. Ринальди с использованием ценных пород дерева.

Еще при первом владельце Гатчинского дворца Г.Г Орлове в Белом зале была размещена мраморная скульптура и рельефы: над камином — римские антики «Жертвоприношение императора Тита» (I век н.э.) и овальный медальон «Церера и Флора», слева — пострадавший уже в ХX веке — горельеф «Путник» (конец I века н.э.).

В 1767 году из Италии были привезены произведения венецианских мастеров Д.М. Морлайтера «Эней, спасающий Анхиза» и Д. Маркиори «Похищение Елены». Эти эллиптической формы рельефы (подарок Екатерины II графу Орлову) поместили по бокам от двери, ведущей в Тронный зал императора Павла I.
При перестройке дворца архитектор В. Бренна обогатил Белый зал Большого Гатчинского дворца новыми работами скульптурной пластики. На торцовой стене появились два мраморных рельефа, выполненные в ХVIII веке итальянцем Т. Солари на темы из жизни Александра Македонского. Длинная стена напротив окон была украшена «Дракой амуров» (Ф. Дюкенуа, ХVIII век) и работой русского скульптора С.М. Теглева «Кидиппа на колеснице» (ХVIII век). Сейчас на месте этих рельефов установлены гипсовые копии.

К исторической коллекции относятся статуи Антиноя в египетском одеянии

И жреца с жертвенным подносом, исполненные из черного мрамора (Франция, ХVIII век).

Мраморные копии античных бюстов философов Сократа и поэта Гомера (ХVIII век). У противоположной стены между окон находится бюст Афины Паллады работы итальянских ваятелей ХVIII столетия, созданный из белого и черного каррарского мрамора и оникса, и Диониса (Италия, ХVIII век). Там же, на месте утраченных в войну, установлены итальянские скульптуры того времени Афродита, Амур и Психея, муза астрономии Урания.
Античные бюсты Антиноя и Каракаллы занимают свои исторические места у дверей в Аванзал.

У камина – копии с античного портрета Сенеки и так называемый «портрет Римлянина».

В конце XVIII века архитектор В. Бренна изменил лепной декор потолка и установил живописный плафон. При воссоздании декоративного убранства Белого зала Большого Гатчинского дворца на место, сгоревшего в годы Великой Отечественной войны живописного плафона, поместили полотно ХVIII века кисти Г.Ф. Дуайена «Аллегория на рождение великого князя Михаила Павловича».

|
</> |