«Бедность я хвалю давно и постоянно…».
with_astronotus — 28.07.2016 Ну вот, на ровном месте и товарищ Майсурян отличился, противопоставив богатству — аскезу, бедность и подвижничество во имя.Я здесь многое способен понять, включая святого Франциска Ассизского, но это тот случай, когда я понимаю и тех, кто встаёт на сторону идейного противника, послушав подобные проповеди о будущей этике и морали.
Нет ничего омерзительнее личного богатства на фоне общей нищеты, будь это богатство скопидомским, для внутреннего потребления, или же показушным, наглым, предназначенным отделить богача от окружающих.
Но почти столь же омерзителен и культ аскезы; ведь он порождает протест, выливающийся в лучшем случае в раблезианские формы, в худшем — в подпольные течения, приводящие к разрушению проповедовавшей аскезу идеологии.
Более того, все известные исторические случаи личной аскезы есть случаи, когда человек стремился (с той или иной степенью эффективности) к власти большей, чем власть над материальными вещами, имуществом.
Но так как совокупность общественно-экономических отношений включает в себя понятие власти над вещами, удовлетворяющими потребности людей, то всеобщность аскезы полезна лишь в случаях всеобщности этой большей, чем материальное обеспечение, власти.
Где этой власти недостаточно, там есть и аскеза, и стяжательство — первообразные функции бедности и богатства, образующие элементы расслоения. Есть альтернатива этим обоим состояниям; она называется «достаток».
Задача здоровой экономики — качественное и количественное удовлетворение всех потребностей индивидуума, связанных с текущим уровнем общественного производства и личного самосознания, но не приводящее к сверхпотреблению.
На эту тему есть довольно остроумное высказывание Будды:
Есть, о монахи, две крайности,
которым пусть не следует подвижник.
Какие две?
Одна — это склонность ко всяким похотям,
пошлая, как гумно,
низкая, мужицкая, простонародная,
неарийская, бессмысленная.
Другая — это склонность себя изнурять,
тяжкая, неарийская, бессмысленная.
Но ни к той, ни к другой крайности не клонится
верный срединный путь.
Копить всю жизнь богатства, расточительно тратить их, когда вокруг люди недоедают и не получают должной медицинской помощи — как минимум, «пошло, как гумно», и к тому же просто глупо, так как порождает ненависть и скуку существования.
Но и призывать людей, поколениями не видевших отпуска на море или светлого чистого жилища, отказаться от всех материальных благ и трудиться на великую цель — «склонность тяжкая, неарийская, бессмысленная».
Как верно заметил старший писарь Ванек, «Нет, господин обер-лейтенант, так вы не приобретете себе друзей! Старший ротный писарь в чине фельдфебеля — это вам не ефрейтор, которым каждый может подтереть себе…».
А для нас ведь приобретать друзей гораздо важнее, чем подтираться ефрейторами!
P.S. Написанное здесь ни в коей мере нельзя воспринимать как критику Майсуряна; он чётко написал, что это его личная позиция, а на личном уровне коммунист вправе избирать образцы для подражания, не подвергаясь критике! Всё сказанное — лишь свидетельство против механического переноса идеи «аскезы» на будущее существование социалистического и коммунистического общества.
|
</> |