Все знают, полагаю, что такое тест Бехдель - это проверка на
то, есть ли в произведении искусства хотя бы одна сцена, где
присутствуют хотя бы две женщины и беседуют друг с другом НЕ о
мужчине.
Не думаю, что стоит (или задумывалось) использовать этот тест
чтобы подвергать анафеме какое-либо индивидуальное произведение,
тут все зависит от контекста. Было бы странно ожидать, чтобы фильм
о двух enemy combatants, пытающихся убить друг друга в заснеженных
дебрях, включал рэндомную сцену с двумя крестьянками, обсуждающими
способы дойки коров. (А вот то, что эти enemy combatants по
умолчанию - мужчины, уже печальнее). Но когда 60, скажем, процентов
топовых блокбастеров за год проваливают этот тест, уже можно судить
о наличии проблемы, которая и так, мне кажется, очевидна.
Чтобы правильно написать его по-русски, погуглила, и с
удовольствием обнаружила, что существует русскоязычный сайт,
посвященный этому тесту, с очаровательным названием - А бабы здесь
тихие)) https://bechdelru.wordpress.com/
Все-таки и мы развиваемся по-маленьку, это не может не
радовать. Там можно найти интересные фильмы, в т.ч. советские,
которые, судя по описанию, неплохо бы посмотреть, - жаль, что у
меня нет ни малейшего желания это делать, к кино я
равнодушна.
Пока что моя собственная работа на 300к слов как минимум
проваливает этот тест, и вряд ли в ближайшем будущем это изменится.
Не могу сказать, что меня это напрягает. Жаль, что может быть
никогда не найду времени написать истории про женских персонажей,
которые меня больше интересуют, а то, что здесь мне интереснее
персонажи мужчины и в тексте про них будет в разы больше было ясно
с самого начала, а вставлять еще экстра сюжетные линии или сценки,
без которых можно обойтись, я себе позволить не могу. Хотя судьба
одной героини меня и беспокоит - просто из литературных соображений
не очень хорошо, что она у меня, выходит, будет целый следующий том
в пассивной позиции, - думаю, как ее использовать.
В принципе, когда читаю в отзыве о том, что в
произведении нет увлекательных женских характеров, и читательнице
их не хватало, чувствую, что я плохая феминистка. Разумеется, когда
автор пытается протолкнуть мизогинистские идеи - это большой жирный
минус, но я не страдаю от отсутствия женских персонажей, даже не
замечаю его. I do not idenitify more with women, ни в искусстве, ни
в реальности. Я воспринимаю себя как некоего конкретного
уникального индивидуума, я - это я, а уже биологические признаки -
это все вторично/троично. Циник/атеист/пессимист всегда будет мне
ближе чем светлая религиозная душа (хотя против них я ничего не
имею), а пол мне как-то более-менее до лампочки. Более того,
мужские персонажи чаще оказываются мне близки, чем женские, но это
уже можно назвать вторичным последствием условного сексизма в
искусстве, - мужские персонажи куда разнообразнее, занимают куда
более интересные позиции обычно даже у авторов, которые считают
себя обязанными включить в фильм/книгу/сериал условную "сильную
женщину".
Но надо сказать, я и не ищу в произведениях героев, которые
были бы мне близки. Если они интересные - этого более чем
достаточно. So maybe that's where the difference lies.