ББП: по Селенгинскому району Бурятии
kuba — 22.10.2025
Если вы вдруг подумали, что прошлым
постом тема буддизма в Бурятии в моем журнале исчерпана, то
поспешу вас в этом разубедить. Буддизм в Бурятии вроде и не
выпячивается, но им как-то ненавязчиво пронизана вся местная жизнь.
Я уже писала о том, что буддизм значительно пострадал в годы
советской власти, однако даже местным большевикам не удалось
уничтожить все под ноль. Понятно, что назвать новоделом Иволгинский
дацан было бы неправильно и несправедливо (его самому старому
дугану скоро исполнится 80 лет), но и к историческим памятникам его
отнести сложно. Тем не менее, дореволюционные дацаны в Бурятии есть
- и один из них мы посетили.На берегу Гусиного озера дацан появился в 1741 г по инициативе первого Пандито Хамба-ламы Д.-Д. Заяева. Сначала это была просто войлочная юрта, а в 1750 г появился первый деревянный дацан. Первый каменный дуган был выстроен в 1858-1870 гг, чуть позже возвели второй - Чойра дуган. С 1809 г Гусиноозерский (Тамчинский) дацан становится резиденцией Пандито Хамбо-лам, которые оставались здесь до 1938 года, когда дацан был закрыт. Но его судьба сложилась более-менее удачно: после нескольких лет, когда постройки монастыря использовались под тюрьму, в нем возник антирелигиозный музей. В 1990 г все здания (два каменных дугана и четыре деревянных) вернулись верующим. Таким образом, Тамчинский дацан стал одним из редких мест, где уцелели дореволюционные здания. Помимо двух каменных храмов, в Тамчинском дацане сохранялся деревянный Деважин-дуган, но его в 1973 году передали в Этнографический музей народов Забайкалья (отнес речь пойдет в другой раз), а другой деревянный дуган (Аюши) попал в Новосибирский историко-архитектурный музей.
В село Гусиное Озеро, где сегодня располагается дацан, мы приехали на арендованной машине, поскольку с общественным транспортом здесь все плохо. В Тамчинском дацане было тихо и немноголюдно (в отличие от того же Иволгинского дацана): вместе с нами здесь была лишь одна бурятская семья. Даже монахов мы не видели. Тем не менее, один из дуганов был открыт.
Рядом с Цогчэн-дуганом восстановили оленный камень, на котором еще можно рассмотреть изображения оленей, выполненные в технике гравировки, видимо, в бронзовом веке (XI-VIII вв до н.э.). Ламы дацана перевезли его сюда с территории Монголии еще в XIX веке. В ходе проводимых в дацане мистерий Цам камень использовался в ритуалах как "золотая коновязь" (алтан-сэргэ). В советское время он оказался разбит на 6 частей и использовался в фундаменте одного из новых зданий. Но 1990 г камень восстановили силами реставраторов Эрмитажа и вернули на место.
Долина Селенги по пути в Тамчу.

Подъезжаем к Гусиному озеру.

Озеро большое: на одном его конце находится райцентр Гусиноозерск, на другом - Гусиноозерский дацан.

По пути иногда попадаются новодельные дуганы. Это дуган Сагаан Дари Эхэ.

Даже пешеходные переходы через трассу здесь в виде пагод.

Такая картина характерна для многих рагионов, где развито животноводство, а животные пасутся сами по себе.

Водонапорная башня на станции Гусиное озеро.

Подъезжаем к Гусиноозерскому дацану.

Находим вход в него через маленькую калитку.

А эти ворота обычно всегда закрыты, их открывают только в самых торжественных случаях.

Чойра-дуган (1861 г) и ритуальный крутящийся барабан рядом с ним.

Оформление окон чойра-дугана.

Росписи вращающихся барабанов

А вот и сам барабан. Под сенью стоит небольшой камень,...


...покрытый надписями на тибетском языке. Возраст камня неизвестен.

Вращающиеся барабаны Тамчинского дацана.

Цогчэн-дуган (1858-1870 гг).

Фасад Цогчэн-дугана.

Колесо сансары на его фасаде.

Интерьер Цогчэн-дугана вмещает 32 колонны.

Буддистские иконы-танкхи.

Статуя Будды в цогчэн-дугане.

Расписная колонна поближе. На лапы льва намотаны хадаки - жертвенные шарфы.

Субурган - буддистская ступа. Является источником духовной энергии.

Изображения драконов на субургане.

Еще один ритуальный барабан с росписями.

Вход в цогчэн-дуган и его окно.

Аюша дуган (сер. XIX в).

Оленный камень, который во время мистерии Цам использовали как ритаульную коновязь, стоит рядом с главным дуганом. Таких камней в степи было немало, оленными их называли из-за изображения оленей. Этому камню от 2,5 до 3,5 тыс. лет

Гусиноозерский (Тамчинский) дацан. Цогчэн-дуган (1858-1870 гг).

День, когда мы колесили по Селенгинскому району Бурятии, выдался самым жарким за всю нашу поездку - воздух прогрелся до 36 градусов! Это немного скомкало нам программу: даже гулять по улице в такую погоду было сложно - не говоря уже о том, что пришлось перенести на следующий день пеший поход в Старую Селенгу, ибо бегать по горкам в жару мы не были готовы. Но в Новоселенгинск заехать пришлось, в том числе, в попытках найти лодку для переправы.
Новоселенгинск, возникший в 1842 году как результат переноса на другой берег Селенги города Селенгинска, нынче разжалован до поселка. Выглядит он достаточно неуютно: неасфальтированные обсаженные чахлыми деревцами улицы среди темных (в основном, деревянных) домов. В центре Новоселенгинска сохранился особняк купца Д.Д. Старцева выстроенный в I пол. XIX в. Сейчас в нем размещены экспозиции музея декабристов, но, к сожалению, за два дня до нашего приезда его закрыли на ремонт.
В центре города в 1888-1897 гг был выстроен Вознесенский собор - вместо сгоревшего за несколько лет до того деревянного храма. Его архитектура настолько неинтересна, что мы не сочли нужным подъехать поближе (может, зря, хотя в советское время собор был закрыт, так что вряд ли там осталось что-то от оригинального интерьера).
В Новоселенгинске, который всегда был местом ссылки, проживали декабристы братья Н.А. и М.А. Бестужевы и К.П. Торсон. Николай Бестужев и Константин Торсон здесь скончались и обрели покой в чистом поле за поселком. Вокруг их могил в советское время был организован мемориальный комплекс с помпезным памятником и захоронениями.
На окраине Новоселенгинска возвышается скала Англичанка. Название свое она получила из-за того, что рядом с ней похоронена Марта Кови - жена английского миссионера Роберта Юилля, скончавшаяся здесь в 1827 году. Могила ее сохранилась до сих пор. Английская духовная протестанская миссия действовала в Забайкалье с 1814 по 1840 гг и состояла из нескольких семей миссионеров, основной деятельсностью которых была организация школ для туземного населения. Занимались они также врачеванием и исследованиями: Юилль открыл в городе первую аптеку, а также составил несколько словарей (русско-монгольский, англо-монгольский, монгольско-маньчжурский и т.д.) и перевел на монгольский ряд учебников по математике.
Вот так непрезентабельно выглядят улицы Новоселенгинска.

Первую остановку делаем у дома Хамбо-ламы Дампила Гомбоева, сильно перестроенного в 1916 году. Гомбоев был знаком с братьями Бестужевыми и помогал им в исследованиях бурятской этнографии.

Наличники дома Хамбо-ламы. Советский памятник Н.А. Бестужеву (1751-1855 гг).

Дом выстроен в нач. ХIХ в для купца Д.Д. Старцева, который, кстати, усыновил двоих незаконнорожденных детей Н.А. Бестужева и его невенчанной жены-бурятки.

Здесь размещается музей декабристов - очень интересный, судя по отзывам. Но, к сожалению, его закрыли аккурат за пару дней до нашего приезда.

Здание городской управы построено в кон. XIX в, когда Новоселенгинск был еще городом.

Рядом с музеем воздвигнута арка в честь декабристов. Вознесенский собор (1888-1897 гг).

На окраине Новоселенгинска можно найти памятник на могиле Марты Кови - английской миссионерки, супруги миссионера и исследования Роберта Юилля, умершей здесь в 1827 г.

"В память о Марте Кови, верной жене Роберта Юиля, и верной служительнице Лондонского миссонерского общества, уроженке Шотландии г. Глазго. Умерла в г. Селенгинске в год Господа 1827".

За памятником на берегу Селенги красиво стоит скала Англичанка

Река Селенга в рыбачьей слободе Новоселенгинска.

Отсюда несколько километров полевой дороги ведут до мемориального комплекса на могилах декабристов.

В его центре - могилы декабристов Н.А. Бестужева (1791-1855 гг) и К.П. Торсона (1794-1851 гг).

Братья Бестужевы прививают бурятам навыки земледелия.

...а также переводят для них книги (портрет Пушкина на стене, видимо. намекает, что в книге его стихи).

Могила Марии Николаевны Бестужевой - супруги Михаила Бестужева, который пережил ссылку и успел вернуться в европейскую Россию.

Река Селенга весьма живописна.

На другом берегу виден Спасский собор - все, что осталось от старого Селенгинска.

Собор в приближении.

...и еще ближе.

От Старого Селенгинска сегодня не осталось ничего кроме собора Спаса Нерукотворного образа, выстроенного в 1784-1789 гг. Рядом с ним уцелела также Крестовоздвиженская часовня 1856 года постройки. Напомню, что старый Селенгинск - один из старейших городов Сибири, основанный как острог в 1665 г, - в то время (1850-е гг) активно переносился на другой берег. Угроза набегов степняков к тому времени исчезла, а жить на постоянно затапливаемых землях было неудобно. Тем не менее, какая-то жизнь здесь, видимо, теплилась еще несколько десятилетий.
Сегодня добраться до Старой Селенги - задача нетривиальная. С Кяхтинского тракта нужно свернуть к переправе через Чикой. Паром перевезет вас на тот берег совершенно бесплатно. Там нужно проехать около 3 км. Когда наш арендованный Логан начал откровенно вязнуть в песке, мы припарковали его и оставшиеся до собора 6,5 км прошли пешком. Дорога идет вдоль Селенги среди холмов через небольшой перевал и весьма красива. Погода выдалась, к счастью, нежаркая, но небо покрылось тучами и грозилось разразиться дождем. Туда мы добрались благополучно. Сначала подошли к собору, где встретили стадо коров и табун лошадей. Спасский собор - великолепный пример сибирского барокко, имеющего свои корни в барокко тотемском и великоустюгском. Внутри есть остатки крашеной штукатурки и немного росписей. Но, как это ни прискорбно, храм нынче превращен в хлев, пол которого покрыт толстым слоем навоза. Даже нас, людей невоцерквленных, от этого несколько покоробило. А местным, видимо, нормально: надо же животным где-то прятаться от дождя.
Дождь как раз начался, когда нам надо было трогаться в обратный путь. Пришлось полчаса подождать в Крестовоздвиженской часовне. А рядом с ней чудом уцелел старый надгробный памятник над могилой одного из комендантов Селенгинска Варфоломея Якоби, скончавшегося в 1769 г. Осмотрев его, отправились в обратный путь, добрались до нашей машины и благополучно успели на паром на тот берег Чикоя.
Вид на Селергу с перевала.

Пейзажи по дороге на Кяхту, до которой мы так и не добрались. Город интересный (чайная столица Сибири), но для его посещения нужен пропуск в погранзону, которого у нас не было.

Сворачиваем с Кяхтинского тракта к парому.

Река Чикой.

Паром, перевозящий автомобили и людей на тот берег.

Поднимаемся на перевал с видами на Селенгу.

Идем вверх.

Дорога становится песчаной. На неполном приводе сюда лучше не соваться.

Идем дальше к собору.

Гребни окрестных скал.

Наконец, вдали показалмя Спасский собор.

Спускаемся в долину.

Идем по берегу Селенги.

От собора хорошо видна скала Англичанка на окраине Новоселенгинска.

Вокруг пасутся лошади.

Городище Старая Селенга. Мы здесь одни. Лишь чуть позже появился пастух.


Крестовоздвиженская часовня (1856 г) и надгробие В. Якоби рядом с ней.

Крестовоздвиженская часовня (1856 г).

Интерьер часовни мы могли рассмотреть в деталях, так как прятались здесь от дождя где-то с полчаса. Если она и была когда-то расписана, то ничего от росписей не осталось.

На подоконнике сложили артефакты, найденные в окрестностях.

Крест Крестовоздвиженской часовни.

Рядом с часовней сохранился обелиск над могилой Варфоломея Якоби, умершего в 1769 г коменданта Селенгинска. Правда, надпись на ней разобрать довольно сложно.

Так Спасский собор (1784-1789 гг) Новоселенгинска выглядит с другого берега.

От самого города ничего больше не осталось - все постройки перенесли на другой берег.

Спасский собор поближе.

Собор со стороны апсиды и картуши на его стенах.

Свод собора изнутри.

Свод апсиды сохранил раскраску.

...и остатки росписей.
|
|
</> |
Фиалка Яблочный зефир
Коротко по "войне" между Афганистаном и Пакистаном
Психологические эффекты «умных» домов: как автоматизация меняет эмоциональные
Листья жёлтые
Собутыльник
жЫвопИсь межгендерная
Менять трусы нужно, примерно, раз в полгода
платья

