рейтинг блогов

База хранения самолетов в Приморье, послевоенное

топ 100 блогов ru_aviation10.10.2017 Оригинал взят у База хранения самолетов в Приморье, послевоенное avro_live в «Куда надо, туда и улетали»: Приморье, 1945
База хранения самолетов в Приморье, послевоенное

В летнюю поездку вдоль Оби одной из целей была встреча с ветераном-авиатехником из Новосибирска Андреем Ефимовичем Баксаловым. Он закончил училище в Перми и прибыл на службу во Владивосток в сентябре 1945 года. В момент окончания боевых действий с Японией их команда ехала по Транссибу. Они рассчитывали, что успеют на войну, но попали уже в мирное время. Авиации к той войне на Дальнем Востоке было много. Ниже рассказ, как выглядела работа наземного персонала на одном из приморских аэродромов в 1945-48 годах. Было это в районе бывшего Сучана, ныне Партизанска.

Фото - Андрей Ефимович во втором ряду второй слева. Год фото я пока не уточнил. Авиаторы ТОФ носили морскую форму.

…После окончания Военно-морского авиационно-технического училища им. Молотова в Перми (в 1940-57 годах Пермь называлась Молотов – авт.) в августе 1945 года нас отправили к месту службы во Владивосток по железной дороге. Мне было 18 лет (Андрей Ефимович 1927 года рождения, войну встретил дома в Донбассе, затем был в эвакуации в Кунгуре – авт.).

Ехали мы в обычной теплушке (один вагон) в эшелоне, который вез домой с войны солдат-пехотинцев старших возрастов – лет наверно по 50 им было. Их встречали на станциях, музыка, цветы. А мы ехали на войну. Так мы доехали до Иркутска. Там видимо у нашего эшелона была конечная точка. И дальше до Владивостока нас пересадили в нормальный пассажирский вагон. У каждого была своя полка. Пока мы ехали от Перми до Владивостока - война закончилась . А выезжали, как раз война началась(09 августа — 02 сентября 1945 – авт.).

Во Владивостоке нас начали направлять на разные аэродромы. Меня и еще человек пять с нашей группы (я, Бремер, Бурмистров, мы изучали в училище Пе-2) отправили в Сергеевку. Дорога шла через Сучан, сейчас такого названия нет - это Партизанск. Там стоял полк дальних бомбардировщиков ДБ-3. Там стационарный аэродром, наверно еще довоенный, но весь грунтовый. Гарнизон был не в селе, а рядом с аэродромом. Приняли нас, отвели в столовую. Мы удивились, как хорошо покушать можно, а был фасолевый суп с рыбой. Поместили нас в землянки, внутри нары. Мы там были недолго, наверно неделю. Просто ждали. Говорили нам командиры: «Мы решим и отправим вас куда надо».

Дней через 10 нас перевезли в Шайгу (возможно, более правильно "на Шойгу", но я услышал от ветерана именно так, причем даже так: "в Шойгу" и сначала сильно озадачился, что всё это значит :) - авт.), это от Сергеевки несколько километров, ближе к Сучану. Там отдельная жд-ветка от Сучана до Сергеевки, до Сучана ходил поезд, как сейчас электрички ходят. Шайга – это разъезд на этой ветке. Там тоже был аэродром, были строения, домики, столовая. Два отдельных домика было для офицеров. Техник был семейный - старший лейтенант и инженер – капитан. Как их звали, я не помню. Остальной состав жил вместе в одном «кубрике». Была в Шайге аэродромная служба охраны. Обычные бойцы. Командиром у них был младший лейтенант, Герой Советского Союза. Не помню, как звали. Рядом с Шайгой по железной дороге километрах в двух на параллельном пути стоял ремпоезд. Там ремонтировали все типы самолетов. Работники ремпоезда жили в квартирах. Там был ДК, мы ходили туда на танцы. Это был отдельный небольшой поселок.

Карта 1957 года:

База хранения самолетов в Приморье, послевоенное

В Шайге располагалась база резервных самолетов. Причем база ВМФ, не сухопутная. Мы же в морской авиации были. И стали они к нам прилетать. Мы их на стоянки определяем и обслуживаем. Это был не ремонт, мы их консервировали для дальнейшего хранения. Самолеты разные – Пе-2, Ил-2, Яки. Однажды пришел к нам целый эшелон Яков – они разобраны, плоскости сняты. Мы их вручную разгружали, собирали. Были даже Аэрокобры, пригоняли их с США наши летчики. Они были новые. Яки и Илы тоже новые. А наши Пешки уже эксплуатировались ранее. Мы их поддерживали в нужном состоянии, следили, чтобы не было коррозии, подкрашивали. Садись и лети. Всего у меня было семь [закрепленных] самолетов. Всего в Шайге стояло порядка двадцати Пе-2. У меня семь, у Бренера также, у Бурмистрова также… Сколько других самолетов было, я не помню. Они часто прилетали. Были заявки от разных частей. Летчики приезжали к нам, брали самолеты и улетали. Куда улетали? Куда надо, туда и улетали.

Был у нас один свой летчик. Капитан, фамилия на букву «л», может быть Логинов. Он раз в году облетывал каждый самолет, который на хранении был. Два круга сделает, и садится, если все хорошо. Где он жил, я не знаю, но он всю нашу службу там летал. А служил я в Приморье три года.

Аэродром Шайги сейчас с гугла:

База хранения самолетов в Приморье, послевоенное

Как-то мне техник говорил: «Завтра твои самолеты будем облетывать». Я готовил, козлы ставил, шасси проверяли на выпуск/уборку, заправлял горючим. Мы же на консервации заливали в баки Б-100 - это чистый бензин без добавок, чтобы топливные баки не портились, они на Пе-2 фибровые. Потом мы его сливали, заправляли обычным бензином. Потом их летчик облетывал. И тут я в первый раз полетал.

Спросил летчика: «Можно с Вами полететь?» Он и говорит - садись. Сел я на место штурмана. А почему полетел – дураком был (улыбается). Когда готовил самолет, попробовал выпуск шасси вручную. Смотрю - на соединении течь. Думаю, как так… а исправлять уже некогда. Ну и решил – давай сам полечу, если что - сам виноват буду. Но это выпуск вручную, а штатно выпуск - все было без проблем. Слетали как обычно – два круга и сели. Отличные впечатления остались.

Кобры приземлились не у нас, а в Сергеевке, где стояли ДБ-3. Но принимали их мы и отправляли тоже. После этого их куда-то дальше перегоняли. В Шайге их не было. Американский самолет, в чем отличия… как сказать, единственно, у них был хороший сухой паек, мы пользовались им (улыбается). Летчики на них обычные прилетели, не морские. В Николаевке, это почти у самого Сучана, стоял полк пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Мы там один раз были в командировке два дня - принимали самолеты на хранение. Они потом перелетели [в Шайгу], а мы вернулись поездом. Какая полоса была в Николаевке, грунтовая или нет, я не обратил внимания. Мы своим делом занимались.

Сергеевка с гугла:

База хранения самолетов в Приморье, послевоенное

Старых ТБ-3 и И-16 у нас в Приморье не было, я их не видел. Самолеты были только новых моделей. Американские - только Кобры, других типов мне не попадалось. В училище кстати нас только на советские самолеты учили, причем только на сухопутные (гидросамолеты училище мы не изучали).

Климат в Приморье… 100 километров там не расстояние. Климат там неплохой. Жили мы в деревянных домишках, топили печки. В начале фурункулы были на руках, у меня тоже были. Летом тепло, виноград дикий растет. Кедровый орех. Соя хорошо растет. Мы ее для себя жарили и ели. Вначале хорошо кормили, потом похуже стало. Картошка сухая была. В основном кормили кашей. Лапша, вермишель - только по праздникам. А так перловка, гречка, мяса немного, рыба красная была. Икры не было. В целом нормально, мы не голодали. Правда тараканов было много. Жители местные были русские, китайцев и корейцев мы не видели.

Топонимы в Приморье в книге 1967 года (в 1972 году остававшиеся "про"китайские заменили на русскоязычные):

База хранения самолетов в Приморье, послевоенное

Потом базу эту начали расформировывать. Мы узнали, что нас троих - меня, Бремера и Бурмистрова, отправляют в «хозяйство Житницкого». Мы не знали, кто это и где. Где-то в конце августа 1948 года пришла такая телефонограмма. Но мы еще месяц были в Шайге. Потом поехали в штаб во Владивосток. Там нас посадили на теплоход «Ленин», раньше он назывался «Адольф Гитлер». Он был очень большой. Ехали мы в трюме, хотя и комфортабельные каюты были. [Теплоход, скорее всего, назывался «Ильич», это бывшая немецкая «Карибия»; про «Гитлера» это байка, ходившая про несколько разных трофейных пассажирских судов в СССР, но знатоки говорят, что в Германии такого названия у судов не было; «Ильич» работал во Владивостоке с 1946го до списания в 1980х – авт.].

Плыли мы несколько дней. Высадили в Дайрене. В дорогу нам давали сухой паек. Мы его весь съели, осталось по сухарю. Дальше «электричка» до Порт-Артура. Приехали туда вечером в штаб полка. Переночевали при штабе в помещении, потом позавтракали и нас на машину грузовую и повезли на аэродром. Находился он километрах 30 от города… там стояли американские торпедоносцы В-25. Я его в первый раз увидел. Нам дали задание расконсервировать один такой самолет… Но это уже другая история, короткая и, к сожалению, без особых аэродромных деталей.

ПС. Про Порт-Артур есть почти «самиздатовская» книжка летчика, который летал там, в частности на Каталинах ( ПБН-1 ), в ВВС ТОФ. Тоже новосибирец. К сожалению, я узнал о нем слишком поздно. Пух Георгий Иванович, 1923 года рождения. Там много про Порт-Артур. Я видел его летную книжку.

_____________________________

Ссылки по теме, найденные в процессе работы с текстом:

Про базировавшийся в Южной Сергеевке 52-й дальнебомбардировочный авиационный полк ВМФ на ДБ-3: По состоянию на 9 августа 1945 г., в составе полка, базирующегося на аэр. Южная Сергеевка, имелось 34 самолёта ДБ-3Т (из них 31 — в строю) и 32 экипажа (26 боеготовых). Особенностью данного полка было то, что он, единственной из частей МТА ВВС ТОФ, встретил начало войны с Японией вооружённым старой авиационной техникой.

Про 34-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный полк ВВС ВМФ на Пе-2 в Николаевке: ... дислоцировался на аэр. Николаевка. По состоянию на 09.08.45 г. на вооружении полк имел 33 Пе-2 и 10 Ту-2.

Про Ремпоезд в Шайге, как я понял, он там работал до середины 1950х. Воспоминания местного ветерана: К началу войны пришел эшелон — ремпоезд с Запада, около 30 вагонов, и в каждом стояло спецоборудование — станки для цехов по ремонту самолетов. У аэродрома на Шайге развернулись техническая часть, столярный, сварочный, токарный, гравировочный, оцинковочный, моторный цеха.

По пути нашел еще про В-25, залетевший в Приморье с рейда Дулитла на Токио/Японию , когда двухмоторные бомбардировщики взлетали с американских авианосцев в 1942 году: На девятом часу полета, около 17 часов вечера, пилоты заметили береговую черту… В-25 сел на ВПП аэродрома Унаши. [ныне Золотая Долина - авт.]



За помощь в организации встречи благодарность Андрею Курдюкову, Новосибирск. И Максиму, ездили вместе.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Президент ОКР Станислав Поздняков заявил, что Олимпийский комитет России не может исключить Исинбаеву из исполкома, пока она является членом МОК. Несмотря на весь хейт, мало кому повезло, как Исинбаевой на самом деле. И дай Бог, как говорится, не ...
В Госдуме готовят поправки в законодательство об экстремизме в связи с ... В Госдуме готовят поправки в законодательство об экстремизме в связи с инцидентом, произошедшем 22 июня с бразильским защитником "Анжи" Роберто Карлосом в матче ...
У меня очень простые вопросы - откуда взрыв явки на 24 млн за 4 года; почему за маразматика на 13 млн. больше голосов, чем за Хиллари и на 9 млн. - чем набирал Обама на лучших своих выборах. Байден, который себя не помнит, до такой степени нравится электорату, намного больше Обамы? ...
Позавчера я смотрела этот спектакль. О самом спектакле, как он сделан, не буду писать. Напишу о чём он, историю. И о своих мыслях я напишу. Приступаю с некоторой робостью к этому. Я часто дурачусь здесь. А вещь эта - серьёзная. Ну, ладно. Попробую. ...
Сегодня на Вернадке видел мужика лет тридцати-сорока в маздошесть. На заднем стекле была наклейка "Никто кроме нас", еще две наклейки на багажнике, внутри перед лобовым стеклом - флажок ВДВ. Кремень мужик! Героически дрочит на помнит свое военное ...