БАСТА!
putnik1 — 10.08.2011 — ПолитикаVingt ans de guerre : ça suffit !
Point de vue | LEMONDE | 09.08.11 | 15h33
par Denis MacShane, député travailliste, ex-ministre britannique des affaires européennes
Carl von Clausewitz (1780-1831) a dit que la guerre est la continuation de la politique par d'autres moyens. Après vingt ans de guerre, à commencer par la première guerre en Irak, puis en Bosnie, au Kosovo, en Afghanistan, en Irak et puis à nouveau en Afghanistan et maintenant en Libye, est-il temps pour le monde euro-atlantique de mettre un frein à sa poursuite effrénée de la guerre ? La noblesse de l'intention d'empêcher Mouammar Kadhafi de répéter un massacre du type de Srebrenica à Benghazi, en mars, ne doit pas être mise en doute.
Всего несколько лет назад Деннис Макшейн считался одним из самых влиятельных министров многолетнего кабинета Блэра и стабильно входил в список ста ведущих политиков мира. Сейчас, конечно, не совсем то. Тем не менее, он, мужик крайне амбициозный, да еще и в идеальном для политика возрасте и не вылетевший на заднюю скамью, отнюдь не считается "сбитым летчиком". Напротив, по общему мнению, имеет все шансы на будущее, не худшее, чем прошлое, и по-прежнему слывет лучшим специалистом Великобритании по всему, что так или иначе, хоть в какой-то степени связано с Францией. Не то, что допускаю, а практически убежден: именно его появление и именно на страницах Le Mond (французские френды, вы меня поняли?) указывает на многое. А если уж учесть, что он, никогда не слывший голубем, озвучивает, - причем, именно сейчас, когда Лондону срочно, позарез нужно очень много денег, - так и тем паче...
Достаточно!
Точка зрения | LEMONDE | 09.08.11 | 3:33
Денис Макшейн, депутат-лейборист, бывший британский министр по европейским делам
Карл фон Клаузевиц (1780-1831) говорил, что война есть продолжение политики другими средствами. После двадцати лет войны, - Иракской, Боснийской, Косовской, Афганской, опять Иракской, опять Афганской, и теперь Ливийской, не настало ли время Евро-Атлантическому миру слегка притормозить с войнами? неудержимое стремление к войне? Пусть даже благородство цели спасти население Бенгази от "второй Сребреницы" несомненно...
Искусство завершить войну требует столько же лидерских данных, мужества и риска, сколько начать ее. Участие англичан в ливийской операции ныне считается стратегической ошибкой. Конечно, вопросы политики не имеют ничего общего с вопросами морали и законности. Война в Ираке была незаконной, поскольку коммунистическое политбюро в Китае и нео-авторитарная олигархическая Москва отказались принять вторую резолюцию ООН, да и угроза французского вето была высока. Операцию в Афганистане ООН разрешила, но, поскольку Аль-Каида была изгнана, постольку и миссия была выполнена. Вмешательство в Ливии также получил зеленый свет от ООН, но без особого энтузиазма.
После убийство исламистами лидера повстанцев, генерала Юниса, есть повод бить тревогу. Но среди ливийцев всегда найдутся честолюбивые лидеры, готовые объяснить Парижу или Лондону, что вот еще один новый с воздуха, и вот еще бригада-другая неофициальных играющих тренеров, а в крайнем случае, еще десяток вертолетов и ракет, - и полная победа уже в кармане.
1 миллион евро в день
Между прочим, Ливия в 2,5 раза больше Франции и в 7 раз больше Великобритании. Один из британских премьер-министров девятнадцатого века, Лорд Солсбери, сказал, что большинство ошибок во внешней политике Великобритании связаны с неправильным использованием линеек при рисовании карт. Хотелось бы знать, кто-то он напомнил г-дам Кэмерону и Саркози, какая она большая, эта Ливия? Кто-нибудь рассказал им об исторической вражде Триполи и Бенгази? Мысль о том, что Триполи встретит людей из Бенгази цветами и объятиями, могла прийти в головы, весьма далекие от нормы. Потому что если восточные племена при поддержке исламистов все же победят, мы получим не "демократию по-швейцарски", а талибскую диктатуру в Триполи.
Шалости в Ливии отнимают у Франции и Великобритании более 1 миллиона евро в день. Слава Богу, еще ни один солдат в Ливии не убит, но в Афганистане число жертв неуклонно растет.
Двадцать лет суть нашеей политики - война. В Ираке, в Боснии, в Косово, в Африке, от Сьерра-Леоне до Кот-д'Ивуаре и, наконец, после 11 сентября, в мусульманских странах. Не все эти меры были не неоправданны, поскольку новые концепции ООН о праве на "вмешательство для защиты" сохраняют свое значение. Наши солдаты самоотверженно защищали ценности демократии, честь им и слава, но пирамиды трупов не лучший памятник тем, кто уже пал. Даже несправедливый мир лучше, чем бесконечная война. Способны ли политические лидеры Франции, Великобритании и США выйти из войны с тем же достоинством, с которым когда-то Европа отказалась от колониальных войн, а США вышла из войны во Вьетнаме?
Недемократический мир наслаждается, глядя, как западные армии увязли в заведомо проигрышном конфликте, подобно насосу, выкачивающему средства, очень нужные странам НАТО для социального обновления и реформ. А в Сирии тем временем творятся страшные вещи, затмевающие все, что было, а еще больше считается, что было, в Ливии. Но мы не можем вмешаться и помешать, и мы не можем сместить всех плохих, кровожадных диктаторов в африке, и мы не можем остановить процесс производства ядерного оружия в Иране.
Да, война есть продолжение политики другими средствами. Но так как мы знаем уже знаем границы успеха в войне, может быть, настало время попробовать другие средства.
|
</> |