Басинский о Пелевине. Глум, стёб и беспросветность
naina555 — 19.02.2022Проблема в том, что все романы Пелевина, за исключением, может быть, ранних ("Омон Ра", "Чапаев и Пустота", "Generation П"), - это не романы. Это тексты. В них почти отсутствует сюжет, что утомительно для чтения. В них почти нет персонажей, с которыми можно было бы как-то соотнести себя, свой человеческий опыт. В них, строго говоря, нет и мыслей, а есть только более или менее точные афоризмы. Причем почти всегда - стёбного, глумливого характера. Эта стёбная манера говорить о чем бы то ни было, что происходит в обществе, в государстве, да и просто у людей, родилась в советские годы. Когда зарождалось сознание Пелевина.
И этим глумливо-стёбным "стильком" его проза пронизана сплошь. Это такой дурной эзопов язык. Впрочем, порой он талантлив. Но едва покопаешься в сути высказывания, понимаешь, что его автор сказал в общем... банальность. Вот, например, мысль Пелевина из его прошлого романа: "Они думают, что у них все плохо, потому что у власти Рван Контекс. Эх, бедняги вы, бедняги. Совсем наоборот: это Рван Контекс у власти, потому что у вас все плохо...". Вроде остроумно. Но на самом деле - это общее место в истории общественно-политической мысли: "Каждый народ имеет то правительство, которого он достоин". Да и мысль-то неверная, хотя она принадлежит то ли Карамзину, то ли Монтескье. Если бы нас в 1941-1945 годах завоевал Рван Контекс по имени Адольф Гитлер, то мы "были бы этого достойны"? Или этого была достойна Франция, которой этот Рван Контекс правил с 1940 года до освобождения Франции союзниками? Или Италия, выбравшая себе Рван Контекса по имени Муссолини, была достойна выбора? Да и разве Германия была достойна своего родного Контекса?
Спорно все это. Но в том-то и особенность порой действительно ярких пелевинских афоризмов, что они... как бы ни о чем. Совершенно ясно, что главная тема всех его романов - это власть и свобода. При этом он ненавидит (или презирает) власть, но и со свободой у него возникают такие серьезные проблемы, что любить ее он тоже не может. У него нет проблем в фехтовании с властью (кроме разве той, что власть на эти его выпады не реагирует; такая у нее сейчас стратегия по отношению к смелой политической литературе). Но зато есть серьезные проблемы со свободой. И еще одна важная тема у Пелевина - тема любви. Здесь он, даже и во всей броне своего стёба, бывает зачастую ужасно сентиментален и, кажется, сам не замечает этого. Например, в последнем романе, чтобы изобразить трепет любви двух юных героев, он укладывает их... в натуральный гробик. На мой взгляд, это омерзительно, кощунственно, хотя я и понимаю, что герои - вампиры. Но трепет любви все равно остается, значит, это чувство тоже дается Пелевину, а не только его фарсовые фразочки вроде: "Знаешь, что делает тебя королевой? Исключительно объем г.., который ты можешь проглотить с царственной улыбкой". Самое удивительное, что это говорит возлюбленному героиня.
"Я сейчас заплАчу", - сказал я.
- Не надо. Иди сюда, дай я тебя поцелую".
ЗЫ. Про любовь да, интересно у Пелевина.
Ну вот, например, в «Искусстве легких касаний»
Молодой человек любт девушку еще со школы.
Ну вот как он открывается ей в своей любви?
Да приходит на свидание в пальто, надетом на голое тело.
И при встрече распахивает его.
Такое вот объяснение в любви.
|
</> |