Барыш Манчо, Dört kapı
elenakosilova — 28.11.2022 Написала статью по философии математики про борьбу сомнения с созерцанием. Не знаю, опубликуют ли, но это не самое главное. Главное – что я на свободе. Теперь пишу текст, который точно пока не для публикации. Посвящен анализу того, что такое художественная правда и в какой связи она находится с созданием художественного мира.Многие наши об этом давно написали на примере научной фантастики. У меня же турецкий рок, Барыш Манчо и Джем Караджа. Это посложнее, но и потоньше. В чем миры этих двух великих авторов. Ибо эти миры есть. Я их уже научилась чувствовать
Но пока я ещё не написала, в качестве иллюстрации к будущему тексту привожу одну из самых глубоких песен Манчо. Тема религии у него постоянна, но посвящено целиком религии всего три или четыре песни, и вот эта:
Dört kapı – четыре двери
Тому, кто осознал святость хлеба и соли,
Можно и не накрыть пышный стол –
Достаточно тарелки теплого супа
Лишь скажу: «Так, это моя еда на сегодня».
Достаточно тарелки теплого супа
Лишь скажу: «Так, это моя еда на сегодня».
Тому, кто осознал святость доброты,
Можно и не достать роскошную одежду из сундука.
Достаточно лоскутной куртки
Лишь скажу: «Так Идрисом порезана, и ношу ее я».
Достаточно лоскутной куртки
Лишь скажу: «Так Идрисом порезана, и ношу ее я».
Съел тарелку супа и наелся,
Куртка стала для меня стеганым одеялом.
Научи меня держать карандаш –
Я буду служить тебе сорок лет.
Просто научи меня букве
Я буду служить тебе сорок лет.
Я – Барыш. Пришел из дальних краев.
Остановился перед четырьмя дверями.
Если не смогу пройти через четыре двери,
Как пришел, так и уйду.
Если не смогу пройти через четыре двери,
Как пришел, так и уйду.
Здесь важны отсылки к классической поэзии и исламским метафорам. Идрис – исламский пророк, по преданию, научивший людей шить. «Научи меня букве, и я буду служить тебе сорок лет», - переводчик vodkapivo на сайте lyricstranslate пишет, что это слова Али, сказанные им Мохаммеду. И собственно 4 двери: перифраз «четыре книги» - 4 священные книги ислама: Тора, Псалмы, Евангелия, Коран.
Более обычная религиозная тема у Манчо – расставание души с телом, Страшный суд, воздаяние, ангелы и т.п. При этом он явно не враждебен христианству (в молодости учился в Европе), считая, что мистика у этих двух учений общая. А значит, и истина их общая по большому счету. То есть для него религия - прежде всего мистика, душевный настрой. Во вторую очередь это мораль
Теперь он ставит новую задачу: пройти через 4 двери, другими словами, овладеть догматикой. Стать приверженцем однозначного ислама, а не расплывчатым «верующим вообще». Кто из нас не стоял перед такой задачей?
И что? Остановился перед этими дверями и «как пришел, так и уйду». Вторая попытка была уже в самом последнем альбоме, это Benden öte benden ziyade, где тоже никакого внятного конечного пункта в исламе не указывается. Не прошел он их
Я тоже не прошла
По музыке это очень спокойная вещь с мотивом, основанным на повторениях одной и той же мелодической фигуры. Песня написана ради слов. Турецких мотивов тут в музыке нет. Исходный пункт пути подчёркнуто общечеловеческий. И прийти от общей истины в некую частную тем более невозможно
Уж и не знаю, стоит ли пытаться
|
</> |