Бандитка2

Мне кажется. даже такой тест можно. Эстетический.
Кто сочувствует смелой девушке? А кто мужику этому, лирическому герою, палачу?
Нет, вторые вовсе не обязательно сами палачи или станут ими. Но все же фактор риска какой-то, мне кажется. есть.
Так-то, вообще отвлекаясь от контекста. мне кажется, у человека, который в данный конкретный момент не сочувствует тому.к ого расстреливают, а сочувствует палачу, чего-то с головой не так, ну или не знаю, еще с чем.
Но если к контексту.
Возможно, о чем-то таком говорил в том своем, отчасти провокационном, посте Шехтман. Про интеллигенцию, прошляпившую национальное самосознание. упустившую из рук, отдавшую обобщенного пушкина обобщенному путину.
Ну возьмем обобщенную героиню российско-советского национального самосознания — какую-нибудь Зою Космодемьянскую. На первый взгляд, аналогия полная. Тоже юная девушка, очевидно, не робкого десятка. Тоже борется против оккупантов за свободу родного края. Тоже ими замучена. причем, до последнего держалась исключительно мужественно.
(Я говорю не о реальных людях, а именно о героях соответствующих национальных мифов).
«Бандитка», впрочем, в этом художественном сюжете, в отличие от Зои, убивает именно оккупантов, а не сжигает среди зимы дома собственных крестьян, обрекая их на верную смерть. Но это даже не так важно, мы же говорим не о реальных людях или прототипах, а о национальных мифах.
Сказать по правде, я не помню не официозно-тошнотворных, а столь же сильных художественных произведений о ней.
Ну не знаю. может, по аналогии — только что какой-нибудь немец написал о русской бандитке. точней, скорей даже террористке? Которую он с пристрастием казнил. мстя за убитого товарища-однополчанина.
Почему так?
Возможно, играет роль и официозность той Зои. И то, что ее сторона победила, а здорового человека просто рефлекторно тянет сочувствовать побежденному, проигравшему, слабому.
Но главное, мне кажется, что та мифическая Зоя в том мифе борется за великую советскую родину (за что боролась настоящая Зоя, бог ее знает, может, просто в парня влюбилась в том отряде партизанском, то и страшно, что тот совок. как национальное образование, даже мифами своими съедал живых реальных людей), а та «бандитка» защищает вполне живую, не государственную, а отчаянную человеческую родину, отчаянным дыханием которой парадоксально пронизаны стихи того оккупанта на его оккупантском языке! Кони, ружья, вера...
Дело не в том, кем на самом деле был Бандера. Дело в том. что в данном конкретном мифе, запечатленном в стихах. он символ свободы, национальной свободы, которая выступает проявлением, частным признаком, человеческой,а не проявлением государственного могущества.
Точно так же, что дело даже не в том, кем на самом деле был Сталин. Дело -то именно в том, что для современных сталинистов он символ государственного подавления и государственного рабства. Был бы символом грабежа банков...ну такое, ну бывает, у всех свои причуды...
Владимир Пастухов объявил современный ад кульминацией векового конфликта между западниками и славянофилами, но мне кажется, разделение идет не по этой линии , те западники вполне могут поддерживать самую адскую государственную давильню, превращающуюся время от времени в международную уже мясорубку, и даже обеспечивать ее финансово, да собственно так и делают.
Мне же кажется разделение идет по другой линии. Что ты выбираешь — поле, птицу, коней, ружья, горилку, хату, веру. Или усмирять рабынь строптивых, доля которых — до гроба рабам покоряться, как известно.
Надо было вовремя придумать русскому народу национальных героинь, вступавших в смертный бой с комиссарами за родную хату! — писал Шехтман.
Предлагал,кажется, Марусю Спиридонову как прототип.
Новгородскую республику, отважных тамбовских и ижевско-воткинских повстанцев и пр.
|
</> |