Балет "Жизель"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В пятницу посмотрела балет Жизель уже в нашем национальном театре оперы и балета. Так как второе действие в La Scala досматривать не стала, то имела уникальную возможность первое действие именно сравнить, а второе просто посмотреть "начисто".
Не ожидала, очень удивилась, насколько этот один из самых классических, самых тиражируемых балетов на самом деле сложен технически, а главное - сколько в нем эмоций и актерской игры танцоров.
Иоланта Лубея на высоте и своим исполнением, и идеальным попаданием в амплуа, характер, фактуру. С ее тонкими руками и трогательно-несуразным носом, она просто идеально подходит. А танцует настолько легко, как будто в ней вообще нет веса. Очень повезло, что не Леймане.
Весь финал и овацию я плакала так, что капало с подбородка. На балете со мной еще такого не было.
О чем на самом деле "Жизель" и в чем ужас поступка принца Альберта, я уже писала. Просмотр балета вживую только подтвердил мою теорию о том, что Жизель очень нездорова, замечала все больше деталей: она не ходит вместе со всеми девушками деревни на работу (на сбор винограда, на поле - куда они идут все вместе), но они ее преувеличенно радостно обнимают и целуют, как свою любимицу, тем не менее она не часть их группы. Хиларион, жених, никак с ней не взаимодействует, но на нового ухажера нападает со всей яростью оскорбленного собственника - он уже давно присвоил себе Жизель, кому она еще такая нужна?
К слову о Хиларионе: меня в положительном смысле поразил исполнитель этой роли Александр Осадчий - характерный танцор, вечный "комический друг главного героя", Карлсон из детского балета, «маленький чёрненький». Не ожидала от него глубоких драматических переживаний и сложной техники, а все это было во второй части.
В остальном действие у нас и в Ла Скала совпадает до мельчайших деталей - как Жизель трогает пальцами ткань костюма богатой дамы, как обрывает ромашку… надо и второе действие досмотреть, наверное, совсем умирательно будет.
В свадебном па-де-де, которое, как часто бывает, довольно короткое, но очень технически навороченное и позволяет наиболее талантливым танцорам кордебалета немного вырваться отдельно и показать, на что они способны, внезапно отжег Герман Шевченко, который ни разу не приземлился ровно, особенно в первой части. И поддержки были такие, как будто он сейчас грохнет Эмму Лагуну об пол. Эмма, напротив, была просто прекрасна - а ведь это всего лишь второй ее сезон работы в театре после балетной школы.
Мне просто не повезло, в одном из составов вместо Шевченко эту партию танцует Конефри....
Когда в финале первого действия Жизель умирает, то принц Альберт в исполнении Виктора Сейко стоит чуть в стороне и выражение лица у него непередаваемое - слегка брезгливое и с закушенной губой. Вот я вляпался - как бы говорит этот взгляд - черт меня вообще дернул заехать в эту деревню. Ненавидишь его - красивого, идеального такого, просто всеми фибрами души.
Второе отделение мне помнится из детства (и из зачитанной до дыр книги Короткова "Танцующие призраки", где хореографическое училище ставит Жизель как выпускной спектакль) невообразимо скучным - на сцене постоянно темно, и только кордебалет в белых пачках мотается туда-сюда, туда-сюда.
На самом деле во втором отделении страшно, как говорят сегодня, крипово, аж мурашки бегают. Классический балет ограничен в средствах выражения, но тут выжато все, что можно - ночью, на кладбище, среди крестов, с двух сторон леса одинаковыми клиньями навстречу друг другу выдвигаются - мерными прыжками на одной ноге, вскинув вторую на девяносто градусов - одинаковые белые невесты-призраки в веночках.
Представьте, например, что у них грим, как у черепов или вообще лица зомби с отвалившимися кусками плоти - вот такой вот ужас!!!! Предводительница у них Мирта злая, как демон, сначала молча мечется там одна, а потом направляет их убивать заблудших мужчин, и стоит в стороне, наслаждаясь эффектом.
Мирту отлично станцевала Паула Лиелдиджа-Колбина. Недалеко от
нас в партере сидели ее родители, бывшие премьеры нашего балета
Александр Колбин и Зане Лиелдиджа-Колбина. Когда ты танцуешь, а у
тебя в зале родители - это уже криндж и так волнительно
просто до невозможности, а уж если у тебя ТАКИЕ родители, и твоя
мама как прима-балерина была наиболее известна именно в роли Мирты
- представляю, как Паула себя чувствовала!!!!
Виллисы убивают встреченных ночью мужчин (какого черта и Хиларион, и Альберт внезапно захотели возложить цветы на могилу Жизели посреди ночи - черт знает), заставляя танцевать до изнеможения, до смерти. Балетная аллегория того, что на самом деле злобные девственницы с ними делают группой, понятна сразу же. Мы же видим исполнение одной и той же сложной партии с нарастающим эмоциональным накалом, с все увеличивающейся усталостью, снова и снова. Маленький, носатый Осадчий невероятно прекрасен, когда умирает первым, а премьер нашей труппы Виктор Сейко (самый красивый, самый мой краш, самый принц) - просто наразрыв. А какие у Альберта поддержки с призраком Жизели - она как будто вообще не касается сцены, зависая чуть-чуть выше, скользя вокруг него, и поддержка одной рукой практически незаметна. Отражение средствами хореографии того, что она призрак — невероятно точное. Альберт в этот момент выглядит совершенно искренне влюбленным, сожалеющим, горящим, в трансе. Заколдованным.
А Жизель так ничего и не поняла, она продолжает его любить и после смерти, спасая, воскрешая после каждого танца, самоотверженно закрывая его-большого собой-маленькой от сонма летящего клина виллис - до самого утра, когда звонит колокол и рассеивается морок.
|
</> |